|
ПОДВОЛОШНАЯ
исторический очерк (часть I)
Дунаев Ю.А. краевед
Многим известно название станции Подволошная. Оно закреплено в железнодорожных справочниках, других документах. Но не всякий подозревает о существовании населё- нного пункта под таким именем.
Если рассматривать с исторической точки зрения, то Подволошная является одним из первых поселений русских людей на территории Первоуральска. Она старше города на десяток лет. В 2001 году ей исполнилось
280 лет. Своим появлением на карте Уральского края Подволошная обязана первому командиру Уральских и Сибирских заводов В.Н. Татищеву.
У Подволошной своя неповторимая биография. Её история хранит немало интересных фактов, которые со временем могут забыться. Чтобы страницы истории не канули в Лету, мне удалось собрать воедино эпизоды из жизни подволошинцев в летопись.
В разные периоды истории уроженцы Подволошной были тружениками и защитниками. Они явились первопроходцами в освоении месторождения кварцита, первыми строите- лями огнеупорного завода на Урале.
Когда над страной гремела военная гроза, подволошинцы встали в ряды защитников России. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Они показали образцы героизма на фронтах и патрио- тизм в тылу, обеспечивая фронт военной продукцией, а промышленность огнеупорами, металло-конструкциями.
И в послевоенное время они проявили трудовой энтузиазм в реконструкции и строительстве промышленных предприятий.
ПО УКАЗУ В.Н. ТАТИЩЕВА
В конце декабря 1720 года в Уктусский завод прибыл капитан артиллерии В.Н. Татищев , назначенный командиром Уральских и Сибирских заводов.
Он послан Петром Первым на Урал для организации поиска новых месторождений руд и строительства заводов в местах, "где отыщутся руды". Капитан энергичен, умен, разумеет в горном деле и металлургии. Его интересуют как хозяйственные, так и научные вопросы.
Летом 1721 года Василий Никитич посетил одну из главных казенных пристаней - Уткинскую, расположенную близ Чусовской слободы. Поездка не случайна. Сюда доставляют продукцию казенных заводов для отправки ее водным путем по реке Чусовой.
Артиллерию и припасы Каменского и Уктусского заводов везли через Аятскую слободу, где пролегла дорога из Европейской России в Сибирь.
Через Аять к Чусовской слободе путь не ближний, все больше по болотам. Посетив Уткин- скую пристань, Василий Никитич поинтересовался у местных жителей о наличии более короткого пути на Уктус.
Предвидя будущую роль края в экономике страны, он понимал, что развитие уральской промышленности тормозит отсутствие удобных путей сообщения и то обстоятельство, что Сибирский тракт проходит через Верхотурье, далеко в стороне от действующих промышленных центров.
Слободские крестьяне рассказали капитану о тропе, проходящей через деревню Крылосово. Это был один из проторенных издавна путей, по которому в летнее время крались беглые в Сибирь. От деревни Крылосово тропа пролегла по косогорам левого берега реки Чусовой.
После переправы через реку близ селения Верхний Уктус она выходила на дорогу, ведущую с Полевского рудника к Уктусскому заводу. С провожатым Василий Никитич проехал по новому пути и признал его экономически выгодным и удобным. Он был значительно короче, чем через Аятскую слободу, а главное болотистых мест встречалось мало.
"Для облегчения провоза продукции Уктусского и Каме- нского заводов на Уткинскую пристань крестьянскими подводами, а казне прибыль учинить" Татищев распорядился просеку прорубить, через болотины гати проложить и по этому маршруту открыть движение.
Старая «Чусовская» дорога в ностоящее время забро- шена. (Участок дороги между п.Билимбай - д.Подволошная.)
Новый путь расчистили, где требовалось - вымостили. Зимой по лесным увалам к Уткин- ской пристани потянулись обозы с артиллерией, боеприпасами и другой продукцией уральских заводов. Открытие новой дороги сократило расстояние, но девяносто верст в день с кладью не проедешь.
Еще до открытия дороги последовало распоряжение: на половинном пути от Уктуса до пристани поставить избы для приюта проезжающих.
Для основания деревни из Чусовской слободы отправили несколько семейств из рода Коло- бовых и Четаевых. Крестьяне остановились на берегу говорливой реки с прозрачной водой. Сосновый бор подступал к самым её берегам.
Место тут благодатное. Лес, река. Тишина! Мужики срубили избы, поставили деревню близ устья реки Четаевской Шайтанки. Крестьяне, водившие обозы через деревню, дали ей название Подволочная. Неспроста она получила такое имя.
Название наводит на мысль, что близ деревни должен иметь место волок. Многие полагают, что название Подволошная происходит от переправы через Чусовую близ этой деревни. Но переправы как таковой здесь не было.
Слово "волок" многозначно, оно отражает и приро- дную особенность местности. Не место, где волочили суда по суше, а "гужевой путь лесом через низменный луг".
При подъезде к деревне со стороны Уткинской пристани на пути лежала топкая болотина. И хотя тут проложили гать, проехать по ней требовало немало сил. Крестьянин, жалея коня, впрягался в тяжелый воз, застрявший в болотине, помогал подволакивать кладь.
В ряде документов деревня именуется Подволочной, что соотносится со словом "подволочь". Позднее местные жители переиначили название по-своему. Подволошную населяли государственные крестьяне. Они были домовиты и оседлы. Казенный харч да огороды давали пропитание. Кроме дворничества, подволошинцы разводили пчел, сеяли репу.
Роль новой дороги значительно возросла в период строительства завода на Исети. Снабжение хлебом и фуражом района стройки, при отсутствии на месте достаточно развитого земледелия, производилось из Кунгурского уезда, который к концу XVII века стал значительным хлебным рынком.
По распоряжению командира Уральских и Сибирских заводов В.И. Геннина, принявшего дела от Татищева, трассу дороги сместили - её проложили от Киргишан через Гробово Поле прямо на Подволошную, минуя Чусовскую слободу. Поток подвод из Кунгура увеличился. Оживленно стало в Подволошной.
К строящемуся заводу на Исети везли хлеб, фураж, материалы. В тот год ниже устья реки Шайтанки, напротив деревни, на правом бе- регу Чусовой неизвестный рудознатец нашел месторождение серебросодержащей руды. О наличии в недрах прибрежной горы серебряной руды доложили В.И. Геннину.
Образцы руды, отправленные в Берг-коллегию, показали богатое содержание серебра и сви- нца. По пробам в ста пробирных фунтах руды содержалось от 3 до 33 золотников серебра и от 6 до 17 фунтов свинца. 24 декабря 1723 года Берг-коллегия предписала В.И. Геннину: "Велеть оную руду копать сильною рукою, дабы она втуне оставлена не была, понеже оных руда в России, кроме Нерчинска,
еще не находится. Но токмо оная Подволошная руда, как свинцом, так и серебром, и Нерчинской по пробам богатее".
В "чертеже" Уткинской слободы близ деревни Подволошной заложили рудник, получи- вший название Подволошинский. Рудник приобрел известность. В деревне поселились горняки. Правда, ненадолго. Серебросодержащая жила уводила рудокопщиков в глубь горы.
Шахта достигла глубины в двадцать сажен. Но дальнейшая разработка показала, что первые пробы, хотя и содержали высокий процент серебра, не отражали истинного положения.
За три года работы добыли всего пять пудов металла, который доставляли в Екатеринбург. Рудник не оправдал ожиданий, разработка приносила мало выгоды, и он прекратил свое существование. Название горы Серебряной, в которой была обнаружена руда, доносит до нас отзвук былого промысла…
При повторном приезде на Урал В.Н. Татищев отмечал в письме от 3 октября 1734 года своему помощнику А.Ф. Хрущеву о худобе здешних дорог и сыска билимбаевским прика- зчиком Строгановых дороги, по мере гораздо короче существующей:
"… Того ради изволь немедленно послать, кого смышленого оную осмотреть и обмерить, и мощение описать, и ежели близость явится, прикажи тотчас расчистить, чтоб нынешнею зимой можно было железо возить".
Как оказалось, проезд от Екатеринбурга через Верх-Исетский, Шайтанский и Билимбае- вский заводы до Уткинской пристани составил 70 верст, тогда как через Уктус и Подволош- ную протяженность пути измерялась 90 верстами.
Это дало Татищеву толчок к дальнейшим действиям. В следующем году он обратился в Сенат с предложением об открытии Кунгуро-Екатеринбургского участка дороги. Сравнивая Кунгурскую и Верхотурскую (имеется в виду Бабиновская) дороги, он писал: "Последняя далека, грязна и не снабжена порядочной гонь- бой, так что инде
с почтою ходят пешком, а другая не заселена, неверно вымерена, непрямо проложена и требует геодезической прокладки, верстовых столбов и заселения, а до того устройства возят почту и курьеров уездные обыватели за плакат".
С переносом трассы дороги через Билимбаевский и Шайтанский заводы Подволошная осталась в стороне. Дворничество пало. Крестьяне вынуждены были искать новый промысел.
В ТИСКАХ КРЕПОСТНИЧЕСТВА
В 1730 году граф Строганов получил разрешение Берг-коллегии на постройку чугуноплави- льного завода на реке Билимбаевке. Деревня Подволошная, административно относившаяся к Уткинской слободе, оказалась в пределах заводской дачи. В связи с этим
на границе Билимбаевской дачи близ деревни установили лиственничные столбы с гербом России (они стояли до 30-х годов XX века - авт.). За пределами деревни земля, луга и леса принадлежали заводовладельцу. Строгановские приказчики запретили лес рубить безденежно.
Подволошинцы проявили несогласие. Между крестьянами и заводоуправлением происходили спорные неурядицы из-за покосных и пахотных угодий. Подволошинцам перепадало мало луговых покосов, все больше по лесам да болотам. И поля раскиданы по увалистым местам, где почва больше глинистая, малоплодородная. Только двенадцать десятин на ровном месте выдались черноземные.
Средствами к жизни для подволошинцев стала работа на заводовладельцев. Они выжигали уголь, возили его на ближайший завод, в зависимости от того, в пределах какой заводской дачи рубили дрова - Билимбаевской или Шайтанской.
За нелегкий труд углежога крестьяне получали невысокую плату. За короб соснового угля заводская контора платила 1 рубль 50 копеек, березового - на два гривенника больше. И это при условии, если рубка производилась не ближе 17-20 верст от завода. В случае отвода лесосеки ближе этого расстояния цена за ко- роб угля сбавлялась по три копейки с версты. Не разживешься!
Нелегко жилось государственным крестьянам. Не случайно среди них нашлись сочувству- ющие, разделившие тяжелую участь крепостного люда Шайтанки. Из документов 70-х годов восемнадцатого века известно, что "за доставление атаману Рыжанко и его товарищам в лес хлеба наказаны кнутом Уткинской слободы, деревни Подволошной крестьянин Прокопий Четаев, 54 лет, его сын Егор, 18 лет, и племянник Флор Колобов".
Фамилии Колобовых и Четаевых ещё раз подтверждают, что первыми поселенцами Подволошной были выходцы из Уткинской слободы. Колобовы и Четаевы - коренные жители Слободы. Фамилия Коло- бовых дошла через века до наших дней, а вот род Четаевых затерялся.
Весть о выступлении Емельяна Пугачева против правительства Екатерины Второй быстро докатилась до горнозаводского Урала. Всколыхнулся рабочий люд. Веря в народного царя, крестьяне шли под знамёна пугачевских отрядов, надеясь на лучшую долю.
Морозным январским днем 1774 года до подволошинцев донесся слух о вступлении в Билимбаевский завод отряда пугачевского полковника Ивана Белобородова. Сгрудились крестьяне. Гуляет между ними торопливый говорок о народном царе и про то, как отнестись к происходящим событиям.
- Мы люди государственные, чего еще надо?! - говорили осторожные. - Над нами власть государева, а не помещиков. Значит, держаться надо своей стороны. - Так оно, - соглашались старики. - А то останемся без вины виноватыми. Взять, к примеру, бунт атамана Рыжанко в Шайтанке, ни за что погибли наши мужики…
Однако отсидеться в своей избе подволошинцам не удалось. События не обошли их сторо- ной, на долю крестьян выпали испытания. Через день отряд Белобородова вступил в Шайта- нский завод.
Шайтанка надолго стала основной базой средоточения народного войска. Утверждать об участии подволошинцев в сражениях на стороне пугачевцев не приходится - нет таких данных. Но о тягостях, какие испытали подволошинцы, известно.
Пугачевцы встали на постой не только в Шайтанке, но и в ближних к заводу деревнях. Войско пестрое, многие с отвагой служили доброму делу, но среди них, бок о бок, суетливо мельтешили и крохоборничали мелкие корыстолюбцы.
Они безобразничали: уводили овец со дворов, стравливали сено лошадям, не оставляя даже объеди для хозяйской коровы. Да ещё грозили хозяину плетью, чтобы жаловаться, не смел. Причина крестьянских обид понятна - у пугачевцев не было надежной базы снабжения.
Продовольствие для войска, фураж лошадям брали с жителей безденежно. Вконец разорили мужика. Крестьяне пожа- ловались Белобородову. Он быстро отреагировал на жалобы, приказал полковому писарю: кого обобрали - деньгами выдать. О выполнении этого распоряжения история умалчивает...
Хозяйство у крестьян невелико: "...вообще Подволошная беднее скотом остальных деревень", - отмечал А. Топорков в книге "О Васильевско-Шайтанском заводе". Он приводит статисти- ческие данные, из которых видно, что не в каждом дворе имелась буренка.
Граф Строганов не особенно охотно выделял государственным крестьянам покосные угодья на своей терри- тории. Какой от них прок, если они не работают на заводовладельца. "… По недостатку фуража кормят обыкновенно лошадей, во время зимы, соломой и только изредка дают им сена.
Тем же самым кормят они дойных коров, отчего во время зимы коровы вовсе не дают молока, так что жители пользуются им только во время обильного подножного корма", - отмечал А. Топорков.
В Подволошной держали лошадей мелкой обвенской породы, называемой так по реке Обве (Пермская губерния), где по указу Петра Первого был организован конный завод. "Обвенка" также называлась "вяткой".
Это небольшая, но выносливая лошадка выручала крестьянина на трудной работе. Нелегко жилось государственным крестьянам в Подволошной. Средства на пропитание они добывали разными промыслами. Летом возили смолье, выжигали уголь для Билимбаевского и Шайтанского заводов.
Зимой занимались извозом - перевозкой товаров из Екатеринбурга до Кунгура и обратно. Извоз и углежжение приносили малый доход. Отчего жизнь оставалась трудной.
Недоедание, тяжелый труд отражались на здоровье жите- лей. С открытием золотосодержащих песков в заводских дачах крестьяне подались на прии- ски. Но, испытав старательский труд, они отказались от непосильной работы. Подволошинских мужиков не прельщал фарт.
Да и золото контора принимала по низкой цене. С малых лет подволошинские крестьяне набивали руку на плотницком ремесле. И как приходила весна, мужики шли на Шайтанскую пристань на строительство барок.
Шайтанская пристань располагалась в удобном месте на стрелке, образуемой рекой Шайта- нкой с Чусовой, и опасности для проходящих мимо судов не представляла. Строительство барок производилось на ровном берегу на положенных прямо, на землю бревнах.
Пуск гото- вых судов на воду производился без каких-либо механических приспособлений общими уси- лиями сплавщиков и плотников. Брёвна, на которых собиралась барка, смазывались дегтем, и по этим "склизням" судно сталкивалось на воду. Уже на воде производилась нагрузка судна металлом.
Отправка каравана - большой праздник в Подволошной. При прохождении барок мимо деревни на берег выходило все население, и под крики "ура" палили из маленьких пушек. Караван Шайтанского завода был невелик — пять-семь коломенок ежегодно уносили до ста тысяч пудов железа и чугуна в штыках (слитках).
Долгое время деревня оставалась тихой, забытой. Она оживлялась только весной. Здесь нахо- дили временный приют крестьяне, пришедшие на сплав Шайтанского каравана. Уходил караван, и снова в деревне наступала тишина.
В летнее время она становилась малолюдной - в Подволошной оставались старики да дети. Крестьяне семьями уходили на заготовку смолья, сена. Для подволошинцев сено - доходная статья. Они продавали его в Екатеринбурге, на вырученные деньги покупали и привозили муку. Брали оптом - дешевле.
Остальные продукты покупали у шайтанских торговцев. Мясо свое - выкармливали овец.
Начало ... Подволошная XVIII - XIX век. (часть I)
Продолжение ... Подволошная Начало XX-го века. (часть II)
Продолжение ... Подволошная XX век. (часть III)
Окончание ... Подволошная XX - XXI век. (часть IV)
|
|