МОСКОВСКИЙ тракт
Московский тракт на участке между дер.Извездной и пос.Билимбай.
Московский, тракт — так называется часть самой большой в России Московско-Сибирской дороги, которая проходит по Первоуральскому району на протяжении 60-70 км.
Этот участок пути имеет интересную историю, поскольку время от времени он менял не только направление, но и название.
В 1723 году Командир Уральских и Сибирских заводов В.И. Геннин распорядился продо- лжить дорогу от Бисерти через урочище "Гробово Поле" прямо на деревню
Подволошную, минуя Уткинскую Слободу, и далее через Уктусский завод к строящемуся Екатеринбург- скому заводу.
Для содержания пристанища по его же распоряжению было переселено из Кунгурского уезда несколько русских семейств на урочище "Гробово Поле" - так возникла деревенька того же названия. А дорога наименовалась кунгурской, поскольку вела из Кунгура.
Ещё в 1721 году в свой первый приезд на Урал В.Н. Татищев "...учинить велел тогда ж прямо дорогу к Подволошной от Красных ворот прорубить...".
Но такой дороги не существова- ло, в Екатеринбург ездили через Уктус. Ко второму приезду В.Н. Татищева на Урал в 1734 году билимбаевским приказчиком была отыскана дорога от Билимбаевского завода к Екатеринбургу "по мере ближе прежнего явилась с лишком 20 вёрст...".
И Татищев распорядился начать прокладку такой дороги.
Во второй половине 30-х годов XVIII века дорогу проложили от Гробова Поля к деревне Коноваловой, где был удобный брод, далее она пролегла через Билимбаевский и Шайтанский заводы к Екатеринбургу.
В 1754 году сентября 27 дня сенат предписал Пермскому губернскому правлению построить на Кунгурской дороге почтовые станции с содержанием на каждой по 4 лошади. На новой дороге возникли деревни Талица и Решёты.
С 1755 года на Кунгуро-Екатеринбургской дистанции было открыто регулярное почтовое движение. В 1783 году правительство официально узаконило эту дорогу, получившую название Большой Московско-Сибирский тракт. Он сразу же приобрёл важное экономическое значение.
Замечу, что европейский участок дороги именуют теперь Московским трактом.
В 1800-1811 годах по предписанию Пермского губернатора Модераха дорога была расширена до 6 сажен, измерена, ограничена верстовыми столбами. Тракт перестраивался натурой, которая дорого обошлась местному населению.
Помимо повинности в строительстве тракта каждой семье придорожного селения выделялся участок вдоль дороги, на котором крестьяне обязаны были посадить берёзки и ухаживать за ними.
В конце 20-х годов XX века в пределах Первоуральска тракт вымостили камнем. Позже его одели в асфальт. В 70-х годах автомагистраль Екатеринбург - Пермь проложили южнее города Первоуральска.
Движение через город несколько ослабло. Это благоприятно сказалось на улучшении экологии в городе.
|