Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  БЕРЁЗЫ У ДОРОГИ  исторический очерк


Газета "Уральский трубник" № 3;  стр 3;  1991 год.

Дунаев Ю.А.    краевед


Старый Московско-Сибирский тракт...
Широкое, искорёженное временем, земляное полотно, канавы, за ними стоят старые
покосившиеся берёзы. Широкие, густые кроны, соединившись вершинами через всю
ширину дороги, образовали зелёный туннель.
Стареющие, плакучие, томные, с повисшими огромными ветвями деревья приуныли.




Увеличить

Кора у комля как из чугуна, по всему стволу предостаточно чёрных метин. Их жгли и ковали морозы, хлестали февраль-
ские вьюги, витыми бечевами полосовали осенние затяжные дожди. Корявые стволы покрыты лохмотьями бересты.
В загнутых кусках её приспособили свои жилища осы, наполнив сотами никому не нужные завитушки. Берёзы! Сколько лет им? Сколько слёз и трагедий повидали они за свою жизнь? Умели бы говорить деревья, такое порассказали бы!


Московско-Сибирский тракт
спуск с восточной стороны
горы Берёзовой.



Сибирский тракт... Более чем на семь тысяч километров протянулся он от Москвы на Восток. Далёк и труден был путь любого по этой дорожке, что сибирскою исстари зовётся. Печальную славу завоевал тракт - этапный путь многих сотен тысяч людей, следовавших в кандалах
в Сибирь на каторгу и в ссылку.

Но речь поведём не о самом тракте, а всё же о берёзах, что сохранились ещё на некоторых участках дороги. Многие и теперь называют придорожные берёзы "екатерининскими", якобы посаженные по случаю предполагавшегося приезда императрицы Екатерины II на Урал.
Такое мнение не имеет под собой почвы. И вот почему: тракт был официально утверждён
в 1783 году. Екатерина II, напуганная выступлением крестьян под водительством Емельяна Пугачёва в 1771-1774 гг., а также прекрасно зная настроение уральских мастеровых по отношению к императорскому трону, даже не помышляла о поездке на Урал.
Да и перестройка тракта и посадка берёз производились после смерти императрицы. Следовательно, Екатерина II не имеет никакого отношения к переустройству Московско-Сибирской  дороги и, тем более, к берёзам, посаженным крестьянами Урала.

Дело обстояло совершенно иначе. Тракт, единственный торговый путь из Сибири в центра-
льную Россию, славившийся своим замечательным устройством после утверждения его в 1783 году, через несколько лет эксплуатации пришёл в такое расстройство, что по нему невозможно стало ездить. Это обстоятельство побудило Пермское губернское правление разработать проект его перестройки.


Увеличить












Московско-Сибирский тракт
западный склон
горы Тёплой.



В  1797 году Пермский губернатор К.Ф. Модерах предписал думе командировать землемеров для измерения и разделения дороги на участки и приступить к усовершенствованию тракта.

С  1799 по 1811 годы проводились работы по устройству тракта. По сторонам дороги кресть-
яне рубили лес, копали канавы, между ними выстилали хворостом и засыпали землёй полотно до 6 саженей (12,8 метра). Необходимо заметить, что на устройство и перестройку трактовой дороги правительство не выделило ни копейки, не мог употребить деньги из поземельного сбора и губернатор. Московско-Сибирская дорога перестраивалась натурою,
но эта натура дорого обошлась местному населению, проживающему вблизи тракта,
и, следовательно, привлечённому к отбыванию дорожной повинности.

Помимо участия в строительстве тракта каждой семье в придорожном селении выделялись участки вдоль дороги, где крестьян обязывали посадить берёзки и ухаживать за ними: поливать, огораживать, а если деревца не отрастали или оказывались сломанными - хозяин двора рассчитывался своей шкурой, наказывался плетьми, и вновь его заставляли высаживать деревья. Вот когда появились берёзы вдоль тракта. И по сей день ещё они растут, ибо политы были не только потом, но и кровью народной.

Почему вдоль тракта высаживали непременно берёзу, а не другую породу деревьев? Оказывается, в этом заключён определённый смысл: во-первых, берёза - символ России.
Вряд ли найдётся на российских просторах другое дерево, которое так прочно вошло в жизнь и душу русского человека! Во-вторых, светлая кора берёзы - хороший орентир в ночное время - она не позволяла ямщикам сбиться с пути.

Второй вопрос: почему всё-таки тракт и берёзы старожилы называли "екатерининскими"? Объяснить это можно следующим: Московско-Сибирская дорога вела к Екатеринбургу. Непривычно, чуждо для русского крестьяна было слово "бург". Поэтому он и окрестил дорогу и берёзы, которыми был обсажен тракт, кратко - "екатерининскими". Краткость имени - особенная черта русского человека, нашего предка.
Кстати В.Н. Татищев  называл город Екатеринбург не иначе как Екатерининском.

Прошло два столетия, берёз осталось мало. Смотришь на них и в памяти воскрешаются картины из далёкого прошлого: этапы пугачёвцев, декабристов, революционеров всех поколений и совсем недавнее время - тракт, заполненный повозками и телегами спецпереселенцев 30-х годов, XX-го века.

Всё это ушло в прошлое. И трасса дороги изменила направление.
Но старый тракт и придорожные берёзы напоминают о трагедиях на этой дороге.










  Дополнения

Древние дороги Урала

Пугачёвский полковник из Билимбая

Сборник рассказов о Крестьянской войне 1773 - 1775 гг.


Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz