БЕРЁЗЫ У ДОРОГИ исторический очерк
Газета "Уральский трубник" № 3; стр 3; 1991 год.
Дунаев Ю.А. краевед
Старый Московско-Сибирский тракт... Широкое, искорёженное временем, земляное полотно, канавы, за ними стоят старые покосившиеся берёзы. Широкие, густые кроны, соединившись вершинами через всю ширину дороги, образовали зелёный туннель. Стареющие, плакучие, томные, с повисшими огромными ветвями деревья приуныли.
Кора у комля как из чугуна, по всему стволу предостаточно чёрных метин. Их жгли и ковали морозы, хлестали февраль-
ские вьюги, витыми бечевами полосовали осенние затяжные дожди. Корявые стволы покрыты лохмотьями бересты. В загнутых кусках её приспособили свои жилища осы, наполнив сотами никому не нужные завитушки. Берёзы!
Сколько лет им? Сколько слёз и трагедий повидали они за свою жизнь? Умели бы говорить деревья, такое порассказали бы!
Московско-Сибирский тракт спуск с восточной стороны горы Берёзовой.
Сибирский тракт... Более чем на семь тысяч километров протянулся он от Москвы на
Восток. Далёк и труден был путь любого по этой дорожке, что сибирскою исстари зовётся. Печальную славу завоевал тракт - этапный путь многих сотен тысяч людей, следовавших в кандалах в Сибирь на каторгу и в ссылку.
Но речь поведём не о самом тракте, а всё же о берёзах, что сохранились ещё на некоторых участках дороги.
Многие и теперь называют придорожные берёзы "екатерининскими", якобы посаженные по случаю предполагавшегося приезда императрицы Екатерины II на Урал. Такое мнение не имеет под собой почвы. И вот почему: тракт был официально утверждён в 1783 году.
Екатерина II, напуганная выступлением крестьян под водительством Емельяна Пугачёва в 1771-1774 гг., а также прекрасно зная настроение уральских мастеровых по отношению
к императорскому трону, даже не помышляла о поездке на Урал. Да и перестройка тракта и посадка берёз производились после смерти императрицы. Следовательно, Екатерина II не имеет никакого отношения к переустройству Московско-Сибирской дороги и, тем более, к берёзам, посаженным крестьянами Урала.
Дело обстояло совершенно иначе. Тракт, единственный торговый путь из Сибири в центра- льную Россию, славившийся своим замечательным устройством после утверждения
его в 1783 году, через несколько лет эксплуатации пришёл в такое расстройство, что по нему невозможно стало ездить. Это обстоятельство побудило Пермское губернское правление разработать проект его перестройки.
Московско-Сибирский тракт западный склон горы Тёплой.
В 1797 году Пермский губернатор К.Ф. Модерах предписал думе командировать землемеров для измерения и разделения дороги на участки и приступить к усовершенствованию тракта.
С 1799 по 1811 годы проводились работы по устройству тракта. По сторонам дороги кресть- яне рубили лес, копали канавы, между ними выстилали хворостом и засыпали
землёй полотно до 6 саженей (12,8 метра). Необходимо заметить, что на устройство и перестройку трактовой дороги правительство не выделило ни копейки, не мог употребить деньги из поземельного сбора и губернатор.
Московско-Сибирская дорога перестраивалась натурою, но эта натура дорого обошлась местному населению, проживающему вблизи тракта, и, следовательно, привлечённому к отбыванию дорожной повинности.
Помимо участия в строительстве тракта каждой семье в придорожном селении выделялись участки вдоль дороги, где крестьян обязывали посадить берёзки и ухаживать за ними:
поливать, огораживать, а если деревца не отрастали или оказывались сломанными - хозяин двора рассчитывался своей шкурой, наказывался плетьми, и вновь его заставляли высаживать деревья. Вот когда появились берёзы вдоль тракта.
И по сей день ещё они растут, ибо политы были не только потом, но и кровью народной.
Почему вдоль тракта высаживали непременно берёзу, а не другую породу деревьев? Оказывается, в этом заключён определённый смысл: во-первых, берёза - символ России. Вряд ли найдётся на российских просторах другое дерево,
которое так прочно вошло в жизнь и душу русского человека! Во-вторых, светлая кора берёзы - хороший орентир в ночное время - она не позволяла ямщикам сбиться с пути.
Второй вопрос: почему всё-таки тракт и берёзы старожилы называли "екатерининскими"? Объяснить это можно следующим: Московско-Сибирская дорога вела к Екатеринбургу.
Непривычно, чуждо для русского крестьяна было слово "бург". Поэтому он и окрестил дорогу и берёзы, которыми был обсажен тракт, кратко - "екатерининскими". Краткость имени - особенная черта русского человека, нашего предка.
Кстати В.Н. Татищев называл город Екатеринбург не иначе как Екатерининском.
Прошло два столетия, берёз осталось мало. Смотришь на них и в памяти воскрешаются картины из далёкого прошлого: этапы пугачёвцев, декабристов, революционеров всех поколений и совсем недавнее время - тракт, заполненный повозками и телегами спецпереселенцев 30-х годов, XX-го века.
Всё это ушло в прошлое. И трасса дороги изменила направление. Но старый тракт и придорожные берёзы напоминают о трагедиях на этой дороге.
|