Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  БИЛИМБАЕВСКИЙ ЗАВОД
    Век ХIХ-й.


Газета "Уральский трубник"  № 93; № 94; № 95; № 96;  стр 3;  1991 год.

Дунаев Ю.А.    краевед


В предыдущей публикации рассказывалось о возникновении и становлении Билимбаев-
ского завода. Описывались события, произошедшие в XVIII столетии.На этой странице сайта - продолжение рассказа о Билимбаевских металлургах. Время действия - век ХIХ-й.



Билимбаевский завод, век ХIХ-й.



С  первых лет нового века выпуск продукции Билимбаевского завода Строганова постоянно возрастал. В 1800 году домны выплавили 199 тыс. пудов чугуна, а спустя шесть лет производительность достигла 274 тыс. пудов. Чугун этот "пробил" себе выход на рынки Европы и даже Америки.

Пермский Берг-инспектор П.Е. Томилов, побывавший в Билимбаевском  заводе в 1807 году,
описывая хозяйство, отмечал: "в заводе имеется доменная фабрика о двух горнах (т.е. доме-
нные печи. прим. - Ю.Д.), кричная с двумя молотами, в ней же установлен колотушечный молот для дела куреных лопат, две печи для обжига кирпича…".

Замечу, что первоначально высота домен колебалась от 10 до 20 аршин (аршин - русская
мера длины, равная 0,71 м. - Ю.Д.). Однако суточная выплавка чугуна определялось не сто-
лько размерами домен, сколько ограниченными резервами  водяной  энергии, применя-
вшейся для подачи дутья. Поэтому для усиления дутья на заводе использовали чугунные цилиндрические мехи более высокой эффективности, заменившие деревянные клинчатые.

Применение цилиндрических воздуходувных машин, изобретённых в Англии в 1760 году, было наиболее существенным новшеством в русской металлургии конца ХVIII века.
Об его значении можно судить уже по тому, что замена кожаных мехов даже такими несовершенными деревянными цилиндрическими машинами давала до 20% экономии угля. Вместе с тем, ускоряя металлургические процессы, новые воздуходувки резко повышали суточную выплавку, а стало быть, и производительность труда  доменного персонала.

Первое десятилетие ХIХ века ознаменовалось печальным известием: в пределы России вторглась армия Наполеона. Отечественная война 1812 года всколыхнула Урал.
Военное министерство потребовало от правительства приготовления артиллерийских снаря-
дов в количестве более миллиона пудов. Сделать столько на казённых заводах, даже при самом усиленном действии не представлялось возможным, почему  горный департамент обратился ко  всем владельцам уральских и замосковных  заводов с приглашением принять
на себя отливку хотя бы части снарядов.

В  связи со сложившейся обстановкой по представлению министра финансов, высочайше утверждённым 3 октября 1812 года мнением Государственного Совета повелено было разместить на частные заводы заказы по отливке орудий и арт-снарядов. Цены на припасы, включая их доставку до заводских пристаней, определили по уральским заводам в полтора раза против цен, установленных для екатеринбургских казённых заводов.

Предписанием департамента горных и соляных дел Пермское правление возложило
на Билимбаевский завод А.С. Строганова отливку артиллерийских снарядов в количестве
6400 пудов. Настал час одного из самых великих испытаний для билимбаевских металлургов. Литейщики, специализировавшиеся на выплавке чугуна и выработке железа, отличались высоким мастерством. Они отливали подлинно художественные поделки. Билимбаевцы до-
срочно и качественно выполнили заказ. Об этом свидетельствует "Отношение артиллерий-
ского приемщика в Билимбаевскую заводскую контору об отличной отливке снарядов"
от 7 июля 1813 года.

Одним из ярких проявлений народной любви к своей Отчизне, заботы о её безопасности является не только организация выпуска военных припасов, но и расширение производства последних. В 1813 году отливка артиллерийских снарядов  возросла в три раза, русская армия получила от Билимбаевского завода 19.181 пуд боеприпасов.





В  1820 году в Билимбае открыли двухклассное училище, в  котором занимались 48 мальчи-
ков и 24 девочки. Уроки вели три учителя. Строгановы ревностно следили за проявлением способностей у крестьянских детей. Эти российские магнаты прочно усвоили, что грамотный мастеровой принесёт больше пользы. Да и спрос с него иной.

Отбирали способных и определяли в "разное обучение". А те, которые были явно талантли-
выми, посылались "для приобретения новых идей и вообще для ознакомления со вкусом". Начиная с ХIХ века, Строгановы посылали своих крепостных людей учиться за границу. Окончившим образование воспитанникам давалась возможность применить свои  познания на заводской работе. Поэтому на Билимбаевском заводе, как и на других строгановских предприятиях, управляющие и техники в большинстве были из числа бывших крепостных.

В  1824 году, с высочайшего соизволения, графиней Софьей Владимировной Строгановой была учреждена в Петербурге школа земледелия и горнозаводских наук. Обучение было рассчитано на три года. Сюда принимали после заводской школы. Конечно отбирались наиболее талантливые воспитанники. К чести графини надо отнести то, что окончившие курс наук в "её" заведении крепостные люди после десяти лет исправной службы получали свободу.

Долгое время на Урале искали золото. Его нашёл случайно раскольник из Московского
уезда, поселившийся в уральском селе Шарташ, Ерофей Марков. Это случилось в 1745 году.
Но на протяжении шестидесяти семи лет добыча жёлтого металла была привилегией казны. Монополия на золото сдерживала добычу драгоценного металла.

Закон от 28 мая 1812 года, отменивший ограничения и установивший свободу  золотого промысла, побудил заводовладельцев обследовать принадлежащие им заводские дачи.
В 1822 году в долине реки Чёрный  Шишим  было открыто очередное месторождение.
Во время промывки обнаружили примешанный к песочному золоту особый металл в виде блестящих зёрен, но только белого цвета. Это была платина. Позже были открыты золото-
содержащие пески в долинах речек Восточный Шишим, Мазинка и других.
За период с 1822 по 1870 годы было намыто до 110 пудов драгоценного металла.

Золото было побочным доходом. Главный же заводовладельцу приносили металлургические предприятия. Рост производства на Билимбаевском заводе требовал увеличения потребления как руды, так и топлива. С целью повышения производительности провели ряд усоверше-
нствований, в частности, установили паровую машину для привода воздуходувки доменной печи. С целью пополнения рабочей силы в 1840 году Строганов приказал переселить
из своего Ильинского имения Пермского уезда 250 ревизских душ оброчных хлебопашцев
в Билимбаевский завод для производства вспомогательных работ - рубки дров, выжига угля
и т.д.  Переселенцы основали новую улицу, дав ей название Пермяцкая (ныне улица Кирова).

Кстати, топонимия старых улиц посёлка Билимбай таит много интересного. Совершим небольшой экскурс в прошлое. Изначальные названия весьма интересны по содержанию
и дают любопытные сведения по истории старого посёлка.

Его центром являлась площадь перед заводом. На ней, на живописном возвышенном месте, была построена церковь. Сама площадь именовалась Церковной (теперь - Свободы).
С южной стороны к площади вела улица Больничная, поскольку на ней располагалась боль-
ница. Её двухэтажное здание было построено в позапрошлом веке. К сожалению, в 1928 году
оно сгорело. В 30-х годах прошлого века улица получила название Колхозной.
В послевоенное время её вновь переименовали присвоив имя Героя Советского Союза
Павла Томилина.

Церковная улица вела с Московского тракта прямо к храму. С закрытием церкви в начале
30-х годов прошлого века изменилось и название: ей было присвоено имя наркома индустрии Г.К. Орджоникидзе. По правому берегу пруда протянулась улица Правленская, так как на ней находилось правление завода (в другом варианте - Конторская). Теперь эта улица носит название Октябрьская. На север от площади шла улица под названием Управительская.
На ней стоял дом управляющего заводом. Теперь улица именуется Советской.

Главная улица посёлка - улица Ленина. Протянулась через весь посёлок на два с лишним километра. Первоначально она была значительно  короче всего лишь до речки Билимбаевки.
До 20-х годов прошлого века улица именовалась Трактовой, так как по ней проходил
Московско-Сибирский тракт.  В прошлом народ точно и метко давал названия, исходя из особых признаков места. Название Каменская (ныне - Свердлова) отражало особенности местности, поскольку улица проходила через каменный увал у речки Каменки.

Интересно происхождение названия Пеньковка (ныне улица Коммуны). В далёком прошл-
ом на месте, где она выросла был вырублен лес для постройки  завода. На освободившейся площади среди пней люд поставил избы и  вот дал улице такое выразительное имя. Другие улицы более молодые. О них расскажем в другой раз.





Начавшиеся с 1857 года в Европе и Америке экономический спад и обострение конкуре-
нции с зарубежной металлургией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке тяжело отозвались на уральской горнозаводской промышленности, которая, начиная с 1861 года, резко снизила производство металла. Положение усугублялось тем, что на Урале из-за повышения хлебных цен  возросла себестоимость металла.

С  1857 года в крае четыре года подряд были неурожайными. Цены на хлеб-фураж резко по-
днялись. В Билимбаевском заводе пуд ржаной муки с 22 копеек вздоражал до 78 (в 1860 году).
Увеличение цен на хлеб и фураж, в свою очередь, подняли себестоимость продукции, так как на горных заводах края заработная плата состояла из двух частей: денежной и натуральной, выдаваемой хлебом.

В  феврале 1861 года в России произошло великое событие - отмена крепостного права.
Но радость народа была преждевременной. В конце года стали отчётливо проявляться при-
знаки безработицы. В результате перехода Билимбаевского завода на вольнонаёмный труд нерационально используемая при крепостном праве рабочая сила стала ненужной заводу.
В Билимбае без дела остались полторы тысячи человек. Это вынудило многих временноо-
бязанных мастеровых обратиться к мировым посредникам "об увольнении их из общества"
и дозволении переселиться на свободные государственные земли, так как согласно "уставной грамоте", заводоуправление не наделило их землёй, дав лишь усадебный  клочёк.

Переход на вольнонаёмный труд после введения уставной грамоты был связан с повышени-
ем денежной зарплаты, которая являлась компенсацией за отмену безденежной выдачи провианта. На Билимбаевском заводе зарплата была поставлена в зависимость от уровня рыночных цен на продукты. Если цены провианта понижались на десять копеек, дневная зарплата автоматически уменьшалась для разных разрядов рабочих на две-четыре копейки серебром.

По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из самых первых мест в России, уступая только Нижнетагильскому, Верхне-Салдинскому Демидова, Сысертскому наследников Турчанинова и Кушвинскому казённому.

В  60-70-х годах ХIХ века производство чугуна в штыках и припасах достигло полумиллиона пудов. Штыковой чугун сплавлялся весной по Чусовой и Каме на Очёрский и Добрянский заводы для перековки его в железо. В небольших количествах производилось литьё изделий для заводских нужд и вольной продажи.

В  1866-1867 годах билимбаевские умельцы отливали валки для полировки резного железа в  Нижний Новгород в мастерскую Пятова. По отзывам потребителя, валки не уступали заграничным. Надо признать, литьё отличалось хорошим качеством, чистотой, прочностью
и дешевизной.

Летом 1865 года проездом из Екатеринбурга в Пермь в Билимбае побывал Ф.М. Решетников.
Свои впечатления об увиденном он изложил в "Очерках обозной жизни". Не оставил без внимания писатель и Билимбаевский завод. Вот что он отметил: "Проехали билимбаевскую контору вольных почт (почтовую станцию. - Ю.Д.), битком набитую проезжающими, прое-
хали постоялые дворы, битком набитые телегами и ямщиками.  Жизнь кипит в заводе по случаю праздника, Ильина дня, народ идёт в церковь, много едет во дворы домов телег
с мужчинами и женщинами, с литовками, граблями и травой. Завод по тракту очень чисте-
нький, но чем дальше вовнутрь, тем он больше походит на большое село, и здесь, по тракту,
в двух местах ребята стараются закинуть на телеграфные проволоки  клочок рогожи с каме-
шком, бечёвку". Короткое описание даёт картину жизни трудового народа, а также позволяет сделать вывод: что в те годы в посёлке был телеграф.

Стоит заметить, Билимбаевский завод стоит на главной российской дороге - Московско- Сибирском тракте. И его не миновал никто. А уж проехало через посёлок всякого ранга
и звания людей великое множество. Правда, не каждый оставил след в путевых записях
об уральском заводе...





С  развитием производства ущемлялись как земельные, так и экономические права, что вызвало недовольство работного люда.

Защищая свои интересы, они отказывались от исполнения работ, писали жалобы на заводо-
владельца. В 1869 году 119 мастеровых во главе с Дмитрием Филимоновичем Ершовым послали петицию императору Александру II с жалобой на Строгановых, обделивших их землёй.

В  апреле 1870 года с требованием повышения платы за сплав каравана с чугуном выступило свыше двух тысяч судорабочих. Они отказались от сплава грузов, и караванный вынужден
был выдать новую плату - выше договорной. Сумма "убытка" от задержки каравана на били-
мбаевской пристани и дополнительной платы составила 20 тыс. рублей.
Впоследствии главная контора пермского имения Строганова предписала заводоуправлению, чтобы оно умеренными уступками предупреждало возникновение новых стачек.

Отмена крепостного права, как отмечено выше, неблагоприятно отразилась на трудовом населении. Высвободившиеся работники оказались незанятыми и в то же время не могли перейти к земледелию, так как не имели ни, земли, ни необходимых орудий и навыков.

В  борьбе за существование многие билимбаевцы обратились к кустарному промыслу.
В заводском посёлке возникли частные кузнечные заведения Андрея Мельникова, Филипа Рассолова, Фёдора Бурылова, Ивана Ушакова и других. Ефим Тимофеев, Павел Бражкин, Сергей Крепышев разворачивают своё дело по изготовлению валяной и шитью кожаной обуви. Василий, Терентий и Яков Матафоновы отличались мастерством по изготовлению барок. Столярными изделиями прославили свои имена Алексей Коршунов и Фёдор Южаков.

Фёкла Южакова и Аскитрия Мельникова проявили талант в рукоделии, а Лидия Некрасова овладела мастерством золотошвеи. Она шила золотом туфли...
Всех не перечислишь - билимбаевский народ богат талантами. В окрестных деревнях также было немало умельцев по изготовлению деревянной посуды, плетению изделий из черёму-
ховых прутьев и лыка.

В  1887 году в Екатеринбурге проходила Сибирско-Уральская научно-промышленная выста-
вка, которая выявила немало умельцев из Билимбаевского завода. Шестеро экспонентов были удостоены внимания устроителей выставки и отмечены наградами и почётными отзывами. Бронзовой медалью был награждён П.М. Бражкин за удовлетворительную и прочную обувь. Почётных отзывов выставки удостоились: Ф.И. Рассолов - за изготовление подков и бадей, С.А. Крепышев - за валяную обувь, В.С. Матафонов - за модель речного судна, дающей наглядное понятие о существующем на Урале промысле.

Среди заводских чиновников было немало интеллигенции. Люди занимались всесторонним изучением уральского края и распространением естественных научных знаний среди мест-
ного населения. На территории посёлка Билимбаевского завода была поставлена дождеме-
рная установка и организованы метеорологические наблюдения за явлениями природы.

Многие из интеллигентов состояли в уральском обществе любителей естествознания — (УОЛЕ).  Действительными членами УОЛЕ, открытого в Екатеринбурге 29 декабря 1870 года,
были представители Билимбая. Они учавствовали в просветительной работе общества
в распространении естественно-исторических знаний, собирали коллекции, гербарии и дру-
гие учебные пособия для гимназий и училищ.

Управляющий заводом А.Г. Замятин собрал коллекцию руд и минералов; А.А. Вологдин —
гербарий 72 видов растений; геолог Я.А. Рогов составил  геологическое описание Билим-
баевской заводской дачи; член-корреспондент общества С. Шарин наблюдал за дождемерной станцией;  П.В. Сюзев написал очерк о растительности дачи.


Увеличить









Панорама  Церковной
площади  Билимбая,
воссозданная  перво-
уральским  художником
Б.Г. Жеребцовым.


В  1878 году вступила в строй первая на Урале железная дорога, соединившая губернский город Пермь с Екатеринбургом. Магистраль получила название: Уральская горнозаводская железная дорога и являлась одной из первых в России железных дорог, построенных русскими инженерами на местности с горным рельефом. Она сыграла значительную роль в развитии производства многих уральских заводов, в том числе и Билимбаевского. Часть его продукции стала отправлятся по железной дороге со станции Тарасково, расположенной в 28 верстах от завода, до станции Лысьвенская, откуда перевозилась гужом на Усть-Долгановскую пристань, где догружалась в суда.

Перевозка продукции по железной дороге позволила сократить расход леса на постройку коломенок. Но это не решило топливной проблемы. Завод давно испытывал недостаток
в древесине, идущей на выжиг угля. Потребность росла, а спелых лесов оставалось всё меньше. Мало помогло и пользование массивами Уткинской и Контугановской заводских дач. Перевозка угля из дальних лесосек сказалась на удорожании чугуна.

Основным видом топлива при выплавке чугуна был древесный уголь, который получали непосредственно в лесу кучным углежжением - "кабанным" способом. Расход древесины был велик, а дача - небольшая. Лес истребляли без учёта. Скоро обнаружилась нехватка сырья, хотя с кучного перешли на более экономичный способ - печное углежжение.

Всвязи с растущими потребностями в главной конторе строгановских заводов стали заду-
мываться о правильном использовании и разведении лесов. В частности, был принят оборот рубки для хвойных пород - 80-летний возраст, лиственных - 60 лет.
А граф Строганов прислал строгий приказ: провести посадку деревьев на вырубках.

Посадка началась в 40-х годах ХIХ века и велась постоянно с целью быстрейшего воспрои-
зводства древесины, необходимой для металлургической потребности.  Пожалуй, билимбае-
вские лесничие впервые на Урале применили искусственную посадку хвойных пород.

Время не сохранило первого рукотворного леса. О нём осталась только запись в документах
о лесоустройстве тех лет, где отмечается, что деревья "превосходят лучшие германские наса-
ждения". Сравнение весьма лестное. Германия являлась эталоном ведения лесного хозяйства. В Билимбаевской даче сохранились деревья, посаженные в 1862-м, 1867-м годах и позже —
в 1910-м, 1916-м.

Особенно большой вклад в научное лесоводство на Урале внёс А.Е. Теплоухов (1811-1855 гг.).
Родившись в крепостной семье, Александр Ефимович получил образование в  Петербургской строгановской школе сельского хозяйства и горных наук. Потом был послан в Германию, где окончил Тарандскую лесную академию, преподавал лесные науки в строгановской школе,
а с 1847 года работал в качестве главного лесничего Пермского нераздельного имения Строгановых. Он опубликовал более пятидесяти работ, касающихся всех сторон лесного хозяйства, провёл большое количество опытов по акклиматизации, биологии различных древесных пород.

Летом 1899 года на Урал,  приехал  великий русский учёный   Д.И. Менделеев.
Цель - изучение кризисного состояния уральской промышленности. Дмитрий Иванович
не оставил без внимания Билимбаевский завод. Это было вызвано тем, что на завод ему указали, как на образец по устройству лесного хозяйства. Два дня  Д.И. Менделеев изучал деревья Билимбаевской лесной дачи. Он был буквально покорён увиденным.
Это видно из его записей в книге "Железная промышленность Урала в 1899 году".

  видел в билимбаевских лесах перкрасно содержимые дороги и много бравых сторожей и  надсмотрщиков. Дороги, просеки и канавы, очистка лесов, чередование молодых зарослей
с возрастными, и, главное, хороший досмотр - вот те средства, которыми борются с возраста-
ющим успехом с пожарами лесов, которые прежде губили их массами, потому что пахоты нет и леса только изредка чередуются с покосами. Есть тут прямо и пожарная команда для тушения начавшихся пожаров в лесу. Если мне не изменяет память, то в билимбаевских лесах
в прошлом году было 70 пожаров, которые все удалось затушить при начале".

После ознакомления с хозяйством  Д.И. Менделеев  высказал идею об укреплении хозяйственных связей Билимбая с другими регионами и проведении железнодорожной ветки от Тарасково до Билимбаевского завода.





В  историю Билимбаевского завода вписано немало имён  замечательных людей, работавших здесь. Об одном из них - бывшем  крепостном служащем П.Я. Кузнецове рассказала в своём романе "Под бурями судьбы жестокой" писательница А. Кузнецова.    В январе 1852 года
П.Я. Кузнецов купил себе "откупную" за тысячу рублей серебром и приобрёл свободу.
Но прославился бывший крепостной как лекарь-травник, "пользовавший" травами даже жену Пушкина - Наталью Николаевну.

Кстати, о здравоохранении. В посёлке Билимбаевского завода, пожалуй, с первых лет суще-
ствования была построена больница (в прошлом именовалась госпиталем - Ю.Д.)  для лече-
ния работных людей.   В 1897 году заведующий заводской больницей врач И. Антоновский
в письме в Билимбаевское окружное правление отмечал непригодность существующего здания больницы и просил постройки нового. Заводская больница имела шесть коек.
Это на 387 горнозаводских рабочих!

Кроме заводской больницы, в посёлке имелась земская больница на двадцать коек.
В конце 90-х годов ХIХ столетия здесь работал выпускник Томского государственного университета - 27-летний врач Л.В. Лепешинский. Первоначально он получил назначение
в село Большебрусянское, а затем - посёлок Билимбаевского завода.

Спервых же лет новый доктор зарекомендовал себя талантлиевым хирургом и отличным организатором. При нём больница была одной из лучших. Молодому доктору помогали три фельдшера, акушерка, оспопрививательница, надзирательница и пять сиделок.
Здесь работал первый оспопрививатель Ф.И. Титов.


Начало ...  Билимбаевский  завод - XVIII век.

Продолжение ...  Билимбаевский  завод - XIX век.

Продолжение ...  Билимбаевский  завод - XX век. (часть I)

Продолжение ...  Билимбаевский  завод - XX век. (часть II)



Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz