Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  Царский  мост  исторический очерк


Журнал  "Уральский Следопыт"  № 3;  стр.59-61;  2009 год.

Владимир ТРУСОВ.






Через старый Сибирский тракт между селениями Гробово (сейчас Первомайское Нижне-
сергинского района Свердловской обл.) и  Черемшой  (принадлежащей  Первоуральску) протекает на протяжении 7 км  Большая Расковалиха  (Расколиха), которая впадает в речку
Черемшу. В 3 км от деревни Черемши находится гора Расковалова, или Расколиха (410 м).
С этой возвышенности и стекают Малая и Большая Расковалихи. Малая речка от истока через 3 км вливается в Большую Расковалиху. Через эту «старшую» речку на Сибирском тракте
и построен уникальный мост. Ему более двухсот лет.



Царским я назвал его потому, что по нему проезжали в 1824 году царь Александр I; в 1837 г. — царевич, наследник престола Александр Николаевич, в 1845-м — герцог Максимилиан Лейхтенбергский, муж дочери Николая I.


Существует несколько легенд о происхождении
топонима речки.


Однажды у ямщика, везшего барина, расковалась
лошадь и не могла в гололед одолеть подъем от реки.
Ямщик ходил в деревню Гробово за кузнецом. Так приток Черемши и назвали Расковалиха — где расковалась кобыла.


Есть версия, что название произошло от беглого старо-
обрядца по имени Расковал, жившего на берегу этой реки.


Можно отметить и такую легенду. Якобы на берегу реки находилась кузница, где снимали оковы со ссыльных людей. Все равно уставшим каторжникам без еды, теплой одежды, спичек и в незнакомой местности бежать было бесполезно.






Вблизи села Первомайского находится гора Гробова (415 м). В 1875 году Василий Иванович Немирович-Данченко совершил путешествие по Уралу. Во время поездки он вёл записи.
В конце 1870-х и в 1880-е годы стали печататься произведения об Урале   Д.Н. Мамина-Сибиряка  (например, роман «Приваловские миллионы»). И поэтому Немирович-Данченко решил вернуться к поездке на Урал. Многое за 15 лет забылось. А чтобы книга «Кама и Урал» имела коммерческий успех и лучше продавалась, Василий Иванович придумал много невероятных историй и анекдотов, которые подчас цитируются как исторические факты.
Вот что он сочинил о местности неподалеку от царского моста.

«Название горы «Гробовская» — от чего и село произошло — явилось потому, что близ вершины нашли громадные гробы в виде колоды. Над гробами был насыпан курган.
— Чьи же это гробы?
— Да видишь, цари были такие неверные, которых Ермак побил, — ну, так и гробы их.

В другом месте мне объяснили иначе.
— Это волшебные люди в гору хоронились. Как Русь пришла — они и давай в гробы прятаться… Им в гробах просторно было. Они с собой туда золото и серебро прятали…
Ну, а по ночам выходили и убивали наших. Покуль мы по горам этим крестов не поставили — всё так и шло. А как кресты поставили — сейчас они, волшебные люди, в гробах своих истлели, а все богатство их в гору ушло — жилами просочилось в горах-то, в каменю самом…»

На самом деле имя деревни Гробово произошло во второй половине XVII века от основателя по фамилии Трофимко Ондреев сын Гробов, жившего ранее в  Уткинской (Чусовской) слободе.

О  строительстве дороги в этих местах сообщается в двух документах, найденных
в Государственном архиве Свердловской области.



«Доношение.

В канцелярию Главного заводского правления Сибирских и Казанских заводов от поручика Карла Бранта. В указе Ея Императорского величества ис канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов, писанной июля 5-го под № 2773-м, а полученной мною тогож июля 7-го чисел 1735-го году, в котором написано майя 13-го дня зелено поручику Сикорскому от Билимбаевского завода до реки Пута измерять места, где мосты и гати надлежит зделать, расположить на Уткинскую слободу, заводы партикулярные и черемис посчислению дворов каждого, токмо выключа мастеров. От реки же Пута мосты мостить Кунгурским уездом и оные, чтоб, конечно, в июле окончены и отделаны были. Ему ж поручено смотрение в поселении высылаемых ис Кунгурского уезда крестьян по Кунгурской дороге близ Уткинской пристани. Для вспоможения в том ему послан от здешней роты капрал, но ныне ис присланных от него Сикорского доношения о дороге усмотрено, что не токмо оная в июне окончена, но еще зделано самое малое число, только что делать начато, а о крестьянех, что их выслано и где под селидбу места отведены и не репортовано, а понеже ему Сикорскому за положенными на него другими делами всегда самому при том быть и оного ж усмотреть невозможно. И за тем то исправление дороги и селидба крестьян на кунгурские и в том исправлении дорога и в селидьбе прилежное смотрение мне поручику Бранту, и что дороги исправлено будет и какими людьми, также и кунгурских крестьян к поселению явитца и на которое место о том репортовать.

И по оному Ея Императорского величества указу и определению дороги по своей возможности старосте имел, и другие вперед дорогою усмотрено мною было от Билимбаевского заводу мостов и гатей зделано и лесу росчищено по настоящим местам близ половины до Кленовской заставы, а от Кленовской заставы, а кунгурских крестьян у поселения такого не имелось, о чем от меня представлено было в Главную канцелярию доношением июля 17-го дня, как к росчиске дороги и мощению мостов по силе указов, писанной на партикулярные заводы и в Чюсовскую пристань к высылке к росчиске дороги и мощению мостов, требовано ж сеньтября 6 дня, но которым моим требованиям к росчиске дороги никто и по ныне не бывали, а за чем неизвестно, и в Кунгурскую воеводского правления в канцелярию и в Пермское начальство о сыску и в присылке к поселению на показанные места требовано их неоднократно, но которым моим требованиям в присылке к поселению имеетца самое малое число, а в бытность мою Кунгурского ведомства разных сел крестьянами и оброчными черемисами от деревни Ачида по обоим сторонам лесу разрубили на четыре версты, мостов намостили чрез реку Ачид мост тритцеть восемь сажен, близ же деревни Ачида мосту три сажени, от Ачида в разстоянии в двух верстах чрез лог мост восемнатцати с половиной сажени.

И канцелярию Главного правления Сибирских и Казанских заводов о вышеписанном обо всем доношу и на оное какое да благоволение будет. Октября 29 дня 1735-го году. Карл Брант».

«1735-го ноября 5 день. По указу Ея Императорского величества в канцелярии Главного заводов правления, слушав сего доношения, согласно определили: оную Кунгурскую дорогу по силе прежде учиненного в июле мсце сего года определения росчищать и как тем определением повелено исправлять неотложно и чего поныне недоделано, то доделать будущею весною и о том, куда надлежит подтвердить указами. Антон Хрущев, Никифор Клеопин, Игнатей Юдин».
















Мост через речку Расковалиху.






Каменный мост через речку Большую Расковалиху был построен только несколько десятилетий спустя, когда заработал на полную мощь почтовый Сибирский тракт.

Царский мост на речке Большой Расковалихе надо сохранить для потомков как памятник архитектуры. Но для этого мост следует отреставрировать. При бурном весеннем паводке
из основания моста уже вымыло несколько больших камней. Их надо установить на свои места. Объем работы пока не большой, и не нужно ждать дальнейших разрушений.
Не за горами юбилейная дата 400 лет дому Романовых, и реставрацию царского моста можно приурочить к этому торжеству.










  Дополнения

Московско-Сибирский тракт.


Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU статистика
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz