Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ


Храмы Муниципального образования «Город Первоуральск».

Дунаев Ю.А.    краевед


Самым молодым культовым сооружением на территории муниципального образования следует считать церковь во имя Смоленской иконы Божьей матери. Её заложение связа-
но с образованием прихода в 1998 году. Тогда православные посёлков Талица и Магнитка обратились в Екатеринбургскую епархию с просьбой о построении небольшой церкви. Владыка Никон, полагая, что одним из основоположений является привитие верующим нравственности и духовности, удовлетворил просьбу, послал в Талицу священника Виктора Бабицына с напутствием заложить церковь…




Появлению культового сооружения в наше время предшествовала часовня во имя Николая Чудотворца, построенная на средства прихожан в 1866 году. В то время в деревне  Талица, расположенной на главной   Московско-Сибирской дороге, проживало до 180 человек. Совершать молебствия им приходилось в других населенных пунктах, отстоящих на доволь-
но значительном расстоянии:  Петропавловская церковь   в Шайтанке находилась в шести,  Алексеевская  - в селе  Новоалексеевском  - в семи верстах от Талицы.
Это и побудило верующих обратиться с просьбой о построении часовни в Талице.

Деревянную часовню таличане построили своими силами во имя Николая-чудотворца. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому кресть-
янами за вечное представительство перед Господом о всех людях и их трудах.
Часовню построили большую, с колокольней, обнесли оградой. На протяжении нескольких десятилетий таличане имели возможность исправлять требы в своем культовом здании.
В 1929 году от умышленного поджога сухие деревянные стены часовни охватило злое пламя. Из огня удалось вынести только образ Смоленской Пресвятой Богородицы, след которой затерялся на десятилетия.

Икону обнаружили случайно, когда одной таличанке приснилась Богородица, указавшая местонахождение образа. Можно было бы не придать значения сновидению, но оно повто-
рилось вновь и вновь. И надо же! Икону Пресвятой Богородицы обнаружили на чердаке указанного  Богородицей  дома.

Поскольку у старожилов остался в памяти образ Смоленской богоматери, то община выразила желание строить церковь во имя этой иконы. Конечно, чтобы сплотить верующих, отцу Виктору следовало найти место сбора и единения православных. На первое время их приютил генеральный директор Первоуральского рудоуправления В.С. Черданцев, предоставив им Дом культуры горняков. На протяжении двух лет это здание являлось молельным домом…

Заложение храма произвели на пустом месте. Строительство вели по эскизному проекту,
на разработку технического денег не нашлось. Сооружение церкви шло медленно из-за недостатка средств и материалов. Священнику предписано о душе заботиться, а не о цементе и трубах. Но если не он, то кто же? Кто обо всем договорится, все утрясет, организует?
Под лежачий камень вода не течет. Помимо должности проповедника отцу Виктору доводится исполнять работу хозяйственника. Дел невпроворот.

Закладку фундамента произвели в сентябре 1998 года строительство церкви могло бы затянуться на десятилетия, если бы в приобретении материала поддержку не оказали руководители предприятий: Р.А. Аскаров, Б.Е. Белых, Н.Н. Езерский, В.С. Черданцев,
А.З. Шамсутдинов…
Храм поднимали всем миром. В людях проснулось чувство ответственности перед Всевы-
шним. Своим трудом и вложением средств они молили его за благополучный исход дела.
И через два года храм во имя Смоленской иконы Божией Матери открыл двери верующим.

На строительных работах отличились мастера своего дела: Владимир Мальгин, Анатолий Виноградов. Немало творчества вложил Владимир Куров. Он добросовестно, с душой выполнил замысел проекта, и церковь получилась на славу. Стены храма сложили из бруса. Снаружи облицевали кирпичом. В плане это двусветный, одноэтажный, однопрестольный храм. Алтарная апсида пятигранная, крыта полушатром, верх которого венчает глухой восьмериковый барабан с главой и крестом. Храмовая часть покрыта высокой двускатной клинчатой крышей. Над куполом на кокошниках установлен глухой восьмериковый барабан с главой, несущей крест. Главы обиты медью. Деревянные кресты окрашены «под золото».













Так выглядит новая церковь
во имя Смоленской иконы Божьей матери в посёлке Талица г.Первоуральска.





Внутри храм деревянный, убранство скромное, отделка произведена со вкусом и душой.
В нём дышится легко, свободно. У царских врат в алтарь - иконы Божьей матери и Иисуса. Отдельно расположена Смоленская икона Божьей Матери. Она написана афонскими мастерами в 1901 году. До пожара образ находился в часовне Николая-чудотворца и спасен талицкими жителями. Икона хранилась в разных домах и через десятилетия возвратилась в церковь. Поскольку от небрежного хранения изображение на иконе получило повреждения
в виде термических трещинок, иконописец Александр Соколов поработал над ней, освежил краски, вернул ей первоначальный вид. Теперь образ - как новый. И это благодаря мастеру, вложившему душу в дело восстановления святыни. Им же написано несколько икон, которые украшают стены храма.

История написания образа Божьей Матери Одигитрии уходит в глубь веков.   По преданию
он написан в Византии апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богоматери.
В середине XI века икона появилась на Руси. В 1101 году её привезли в Смоленск, где она и осталась, пережив татаро-монгольское нашествие, и получила наименование чудотворной.

Чудотворный образ стал охранять землю русскую: в грехах вразумлял и от врагов оберегал. Православные любили эту икону, берегли. В 1812 году Наполеон принес на русскую землю горе, страдания и бедствия. Чтобы святыня не достались французам, епископ  Ириней отправил греческий образ Смоленской Одигитрии в Москву, оттуда в Вологду.  И вновь Матерь Божия явилась Заступницей Святой Руси, указала путь к победе.
Наполеоновская армия бесславно завершила свой поход, потерпев позорное поражение…

Смоленская икона Божией Матери – одна из наиболее чтимых святынь Русской Православ-
ной церкви. Богородица изображена на зелёном фоне - это символ жизни. Она предстоит очень прямо, лишь немного склонив голову к младенцу, облеченному Божественной славой, которая изображена в виде тонких золотых лучей - ассиста. Левая рука, которой Матерь Божия обнимает Христа, словно и не держит Его, а как бы образует престол, на котором восседает Господь. Другой рукой Богородица указывает на своего Богомладенца, будто наставляет людей: «В нем путь, истина и жизнь», а ведь Одигитрия в переводе с греческого означает: «Путеводительница». Премудрая Наставница человеческая ведет всех заблудших
к «двери спасения, помогая утверждать в вере и очищаться от грехов»…

Первое богослужение в новом храме прошло в Великий четверг 27 апреля 2000 года.
Церковь ещё не окончена строительством, в ней ведутся отделочные работы, но службы идут. Ещё не построена колокольня - семь колоколов производства товарищества «Пятков и К°»
(г.Каменск-Уральский), временно подвешены на балки крыльца. Внутри установлен време-
нный иконостас простой работы. Центром двухъярусного иконостаса являются царские врата, по сторонам которых расположены образа Богородицы и Христа.

В  храме светло и тепло – помещение обогревает автономная газовая котельная, смонтиро-
ванная в южном крыле притвора. Но здесь душу греет не только газовое тепло, а душевное. Исходящее от всего внутреннего содержания храма. Дай Бог, чтобы церковь во имя Смоле-
нской иконы Божией Матери сеяла в народе семена нравственности и доброжелательства.










  Дополнения

Дополнении нет.


Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz