Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  МОСКОВСКИЙ  тракт


Увеличить












Московский тракт на участке между дер.Извездной
и пос.Билимбай.



Московский, тракт — так называется часть самой  большой  в России  Московско-Сибирской
дороги, которая проходит по Первоуральскому району на протяжении 60-70 км.
Этот участок пути имеет интересную историю, поскольку время от времени он менял не только направление, но и название.

В  1723 году Командир Уральских и Сибирских заводов   В.И. Геннин  распорядился продо-
лжить дорогу от Бисерти через урочище "Гробово Поле" прямо на деревню Подволошную, минуя  Уткинскую Слободу, и далее через Уктусский завод к строящемуся Екатеринбург-
скому заводу. Для содержания пристанища по его же распоряжению было переселено
из Кунгурского уезда несколько русских семейств на урочище "Гробово Поле" - так возникла деревенька того же названия. А дорога наименовалась кунгурской, поскольку вела
из Кунгура.



Ещё в 1721 году в свой первый приезд на Урал
В.Н. Татищев  "...учинить велел тогда ж прямо дорогу к Подволошной от Красных ворот прорубить...". Но такой дороги не существова-
ло, в Екатеринбург ездили через Уктус.
Ко второму приезду В.Н. Татищева на Урал
в 1734 году билимбаевским приказчиком была отыскана дорога от  Билимбаевского  завода
к Екатеринбургу "по мере ближе прежнего явилась с лишком 20 вёрст...".   И Татищев распорядился начать прокладку такой дороги.



Во второй половине 30-х годов XVIII века дорогу проложили от Гробова Поля к деревне
Коноваловой, где был удобный брод, далее она пролегла через Билимбаевский
и Шайтанский заводы к Екатеринбургу.

В  1754 году сентября 27 дня сенат предписал Пермскому губернскому правлению построить на Кунгурской дороге почтовые станции с содержанием на каждой по 4 лошади. На новой дороге возникли деревни  Талица  и  Решёты.   С 1755 года на Кунгуро-Екатеринбургской дистанции было открыто регулярное почтовое движение.
В 1783 году правительство официально узаконило эту дорогу, получившую название Большой Московско-Сибирский тракт. Он сразу же приобрёл важное экономическое значение. Замечу, что европейский участок дороги именуют теперь Московским трактом.

В  1800-1811 годах по предписанию Пермского губернатора Модераха дорога была расширена до 6 сажен, измерена, ограничена верстовыми столбами. Тракт перестраивался натурой, которая дорого обошлась местному населению. Помимо повинности в строительстве тракта каждой семье придорожного селения выделялся участок вдоль дороги, на котором крестьяне обязаны были  посадить берёзки  и ухаживать за ними.

В  конце 20-х годов XX века в пределах Первоуральска тракт вымостили камнем.
Позже его одели в асфальт. В 70-х годах автомагистраль Екатеринбург - Пермь проложили южнее города  Первоуральска.   Движение через город несколько ослабло.
Это благоприятно сказалось на улучшении экологии в городе.













  Дополнения

Древние дороги Урала  —  рассказ о возникновении  дорог Урала.
 


Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz