Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  БИЛИМБАЕВСКИЙ ЗАВОД
    Век ХХ-й. (часть II)


Газета "Уральский трубник"  № 44; № 46;  стр 3;  1993 год.

Дунаев Ю.А.    краевед


В предыдущей публикации рассказывалось о кризисе Уральской промышленности начала ХХ-го века, которая коснулась и Билимбаевского завода.
Описывались события, произошедшие в начале XX столетия. На этой странице сайта - продолжение рассказа о Билимбаевских металлургах и выпавших на их долю испытаниях. Время действия - век ХХ-й.



Билимбаевский завод, век ХХ-й.   (часть II)



В  огне  боёв

В  начале 1918 года Совнарком объявил о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Декрет нашёл горячий отклик у трудового народа. Под красные знамёна полков встали
и добровольцы - билимбаевцы. Первый отряд в количестве 52 человек ушёл в апреле.
Его оставили при уездном военном комиссариате, как воинскую часть особого назначения.
В функции отряда входили сбор контрибуций и борьба с внутренней  контрреволюцией.

Когда из Тобольска в Екатеринбург доставили свергнутого с престола Николая II, его сдали под охрану отряду особого назначения под командованием билимбаевца Ивана Васильевича Чащихина.

Во вновь созданом Первом Уральском Полку РККА командиром первого батальона был назначен В.А.Зубов, бывший командир роты Либавского полка, сражавшегося с германскими
войсками на западном фронте. В этот же полк попал также билимбаевец Я.М. Кривощёков
и ещё кое-кто из его земляков. На долю полка выпала нелёгкая судьба - борьба за Оренбург, Верхнеуральск, глубокий рейд по тылам  контрреволюционных войск.

С  началом мятежа чехословацкого корпуса военком Билимбая, Н.В. Оглоблин отправил на защиту молодой республики новый отряд из 59 добровольцев…

История гражданской войны - кровавая страница в летописи Билимбая. Многие его уроже-
нцы сложили головы в боях. От Вятки до Иркутска остались холмики могил, которые хранят прах билимбаевцев.

13  июля 1919 года Билимбаевский завод был освобождён от колчаковских войск. Потерпев ряд поражений на дальных подступах, они не стали испытывать судьбу и заблаговременно оставили посёлок, мобилизовав при этом в свои ряды билимбаевских мужиков.
Уходили в такой спешке, что даже оставили на станции  эшелон с военным имуществом.

Как пишет Лариса Райснер, доменный мастер Алексей Алексеевич Кашин, отбежав 17 вёрст
с белыми, совершенно неожиданно оказался на месте как раз вовремя, к выходу чугуна… Завод работал без остановки. Доменная печь выдавала чугун…


Преодолевая  разруху

Отгремели бои. Налаживалась мирная жизнь. Однако гражданская война, разруха, нехватка продовольствия резко отразилась на работе завода. В июне 1920 года производство останови-
лось. Пайки выдавали только заводам, имевшим в то время государственное значение. Билимбаевский в их число не попал. Предприятие закрыли.

Домну выдули, завод, как бездействующий, прекрепили к Уральскому трубному заводу, что был в Первоуральске. Он в то время находился на исключительном положении - как единст-
венный завод, снабжавший трубами страну.

Лесозаготовки и рудники выделили в самостоятельные еденицы под наименованиями "леском" и "рудком". Организовали артель рабочих, которая взяла в аренду заводские вагра-
нки, лесопилку и мельницу. Наладили размол зерна, распиловку леса населению, открыли литьё чугунной посуды и запасных частей  к  земледельческим машинам.

При сдаче в аренду цехов артель обязалась снабжать чугунным литьём вновь создаваемое производство цельнотянутых труб на Первоуральском заводе, за что получала для вагранок как чугун, так и топливо. Артель объеденяла около 200 человек, имела выборное управление и существовала около двух лет.

В  1920 году девять семей объединились в артель по совместной обработке земли "Свободная жизнь". Артель существовала до организации колхозов, в 1931-1932 годах.

По мере ликвидации последствий гражданской войны предпринимаются шаги к  восстано-
влению металлургической промышленности, создаются условия для пуска бездействующих заводов.

В  июле 1922 года управление треста "Гормет" ликвидировало артель, организовало ремонт доменной печи. К 1 ноября домну задули.

Билимбаевский цех Первоуральского трубного завода выделился в самостоятельное пред-
приятие. Заготовка дров и горное дело, как самостоятельные единицы, были ликвидированы и снова прикреплены к заводу на правах цехов.

В  1923 году руководство заводов принял Николай Александрович Белоусов, член партии с 1912 года. Работы было много. В лесосеках построили 16 казарм и бараков, для лесорубов, провели 83 километра телефонной линии, сделали 4 пожарные вышки, четыре  кордона
с надворными постройками.

Выстроили четыре новые группы углевыжигательных печей с жилыми постройками для рабочих в  Хомутовке, Ильмовке. Всего было сооружено 46 печей, 9 жилых домов
с надворными постройками и 2 угольных сарая. На руднике возвели 9 жилых зданий.





Глазами  Ларисы  Рейснер

В  1924 году в Билимбае побывала журналистка Лариса Рейснер. Она без прикрас описала увиденное на одном из рудников: "Тяжела и трудна работа в подземелье: по стойкам сочится вода, а каталь, согнутый в двое, почти волочась животом по лужам и маленьким оползням, тащит корзину с породой. "Но старый рудник снабжал рудой завод и являлся одним из живых производственных колёсиков, работающих на возраждение Урала.
Его хотели закрыть, - рабочие не дали. В неимоверно трудных условиях они продолжали борьбу с водой, глиной и переутомлением. Чтобы не повысить себестоимость, отказались от электрофикации.

Можно себе представить, как живут рудокопы, когда за шесть часов своего нечеловеческого труда забойщик получал 1 руб. 12 коп. Каталь — 50-70 коп.
Однако горнорабочие и рабочие — металлисты Билимбая проявили чувство молосердия, пожертвовав в пользу голодающих детей Германии более 500 взносов.

Билимбай — старое, стариннейшее промышленное гнездо. Очень устарели машины Билим-
баевского завода. Многие в его устройстве и оборудывании покажется смешным европейски образованному инженеру, но старик-завод, несмотря на выслугу лет, ещё раз был призван на действительную службу и в годы тягчайшего для революции экономического кризиса помогает строить и производить. Его старое машинное сердце стучит медленно, но всё ещё ровно и крепко.

Нелёгок труд у домны. Но производительность на Билимбаевском заводе достигла довое-
нных норм и даже перешагнула через них. Какам образом, какой ценой?
Ведь штаты рабочих были сокращены. Где раньше стояло трое, теперь работает один. Машины за десять лет износились, их продукция должна была упасть? "Палки", которая прежде выколачивала "прибавочную", не стало. Рудники истощились и понизилось качество руды; а между тем старинный билимбаевский "самовар", садясь набок, пыхтя пыльными ноздрями своих воздуходувных машин, не только выполнил свое "квартальное задание", но
и перевыполнил. Технические усовершенствования?  Да, отчасти.  Но гораздо больше —
неслыханное мужество рабочих, несмотря на  все  протесты и неудовольствия на своём горбу вытаскивающих Россию из экономической трясины. И не надо забывать, что это мужество - на  голодный желудок. Лебеды и крапивы 1919-1920 годов уже не было, но и мяса рабочие
не видели месяцами.


Трудные  шаги

До октября 1923 года в России существовало территориальное деление на  волости.
В тот год произошло районирование. Функции районного центра получил и Первоуральск. Билимбай  вошёл в состав района.

Первым председателем исполкома был избран уроженец Билимбая, участник гражданской войны в составе 30-й стрелковой дивизии, делегат  I съезда Советов Пётр Фёдорович Тестов.

В  1927 году коллектив завода произвёл капитальный ремонт  домны с расчётом на большую производительность. Для перевозки грузов на  ж.д. станцию Билимбай  провели конно-железную трёхкилометровую дорогу.

Осуществлённые мероприятия позволили поднять производительность завода почти
в полтора раза. В 1923-1924 году выработка валовой продукции составила 8615 тонн,
в 1926-1927 году она достигла уровня 1913 года и составила 10928 тонн.

Почти за двухвековой период работы близ промышленной площадки скопилось большое количество шлака. В прошлом веке часть отвалов использовали для строительства мостов
на выезде из Билимбая в сторону д. Починка. Эта дорога существует с 30-х годов XVIII века. По ней ездили в д. Ялани  на мельницу. Через Билимбаевский завод дорогой на северо-восток через д.Починок и д.Тарасково многие купцы из губерний внутренней  России ездили
с Московского тракта на Ирбитскую ярмарку. От Билимбая до Ирбита расстояние 255 вёрст, тогда как трактом через Екатеринбург - 296.

С  пуском Горнозаводской железной дороги часть продукции предприятия стали отправлять со станции Таватуй. Тогда, (а может, и раньше), навели мосты через заводи пруда.

В  прошлом металлурги называли доменный шлак "соком". Поскольку мосты строились методом насыпки из шлака, то им дали соответствующее название — Соковые.

Конечно, количество шлака в отвале от этого практически не убавилось. Возле промышле-
нной площадки, подобно напластованиям лавы, лежали отвалы. Но оказалось, что шлак - это ценный полуфабрикат, из которого можно получить полезную продукцию для народного хозяйства. В 1930 году по инициативе инженера Петра Павловича Шарина, билимбаевцы впервые в стране разработали технологию использования не только свежих, но и старых шлаков, оставшихся от производства за два столетия работы домны.















Таким был Билимбай.



В  конце 20-х - начале 30-х годов уральцы переживали трудности с продовольствием.
Вновь накатилась волна голода. Хлеб выдавали по карточкам, или, как тогда именовали, по "продуктовым листкам". Конечно, билимбаевцем жилось несколько легче - всё-таки каждый имел своё хозяйство, огород. Но при организации колхозов некоторым пришлось расстаться со скотом - излишки забрали в коллективное хозяйство.

В  период сплошной коллективизации незримая рука Кремля вела непримиримую борьбу
с неугодными элементами. По Билимбаю прокатилась волна раскулачивания. Естественно,
в первую очередь в число кулаков попали торговцы и мастеровые люди, а иным припомнили кое-какие старые "грехи". Так, И.Ф. Кузнецов, бывший заводской кассир, в начале 30-х годов заведовал лесным отделом. В 1918 году он не успел рассчитать рабочих перед приходом контрреволюционных войск - пришлось сдать деньги представителям колчаковцев. В период коллективизации это припомнили, - мужика раскулачили, сослали в места, - "куда Макар телят не гонял".

С  преобразованием крестьянских хозяйств подвергся реконструкции и Билимбаевский чугуноплавильный завод. В 1933 году старую домну демонтировали. На базе металлурги-
ческого завода организовали труболитейное производство. Правда, применялся очень трудоёмкий ямный способ отливки, но начало, тем не менее, было положено. Через год установили новый агрегат для изготовления двухдюймовых труб. Завод соединили со ж.д. станцией узкоколейной железнодорожной веткой, по которой ходил небольшой паровозик, прозванный в народе "кукушкой".

Билимбаевский завод выпускал не только чугунные трубы. На коллектив предприятия выпало почётное задание по изготовлению чугунных деталей для газогенераторной станции. В частности, были отлиты каплеуловители, чаши для генераторов, газосливы, различные детали для прокатных станов.


Историю  не  подправишь

В  1936 году в посёлке организовали лесхоз, объединивший одиннадцать лесничеств.
До этого "зелёное богатство" находилось в ведомственном пользовании. В период подъёма индустрии на Урале по делянкам с усердием прошлась пила и топор. Лес направлялся на строительство промышленных объектов и жилья. В результате бесконтрольной рубки большие площади древостоев были вырублены, а ведь ещё до революции хозяйство Билимбаевского заводского округа было в числе образцовых.

Не только на лес покушались новые власти. Смерч разрушений пронёсся и над культовыми зданиями. Особая гордость Билимбая - церковь. Она возвышалась, как бы парила над посё-
лком. Три её придела были внутри отделаны и расписаны в "божественном" стиле учеником Брюллова - художником Поповым. Красивая чугунная ограда - творчество местных умельцев - окружала сумрачно-торжественные монументы на могилах захороненных подле церкви именитых людей. И повсюду - весёлые белостволые берёзки.
(Стоит заметить что церковь рассписывали и другие крепостные художники Строгоновых. Прим. А.С.)

Церковь закрыли в 1934 году, 18 мая с  колокольни полетели  колокола, а через год,
18 апреля 1935 года, с куполов свергли кресты. "Божественный" стиль - фрески художника брюлловской школы - уничтожили вторым заходом. 8 марта 1938 года взорвали неподатливую старую кладку звонницы, поставив точку на взаимоотношениях с Богом.

Теперь никто не знает о Свято-Троицком, Богоявленском и Казанском приделах.
Никто не знает и о том, что архитектура кафедрального собора была того-же порядка,
что и архитектура памятников Санкт-Петербурга...


Увеличить











Сохранившаяся  здание
Свято-Троицкой церкви,
сейчас здесь идут
богослужения.
Началась реставрация.



Как ни горька правда, но вычеркнуть из летописи событий середины 30-х годов XX века мы ничего не имеем права. Хотя во времена Сталина его "подельники" пытались "подправить" историю, вытравить из памяти народа имена многих людей. Десятилетиями было скрыто от народа плотной завесой умолчания несправедливое преследование многих тысяч честных специалистов, руководителей, простых людей. Настало время напомнить имена тех, кто был репрессирован в 30-е годы, прошлого столетия, кто безвинно погиб в застанках ОГПУ-НКВД.

...Шёл 1936 год. В стране только набирал обороты маховик массовых репрессий.
Колесница несправедливости, пущенная по инициативе "вождя всех народов", катилась
по стране за тысячи километров от Кремля. Достигла она и посёлка Билимбай.
В низовых партийных звеньях усмотрели "врага народа" в лице директора труболитейного завода Н.А. Белоусова.

Николай Александрович Белоусов родился в 1891 году. Трудовую деятельность начал
с 12 лет, работал на Полевском заводе, неоднократно принимал участие в рабочих стачках. В 1914 году был мобилизован в армию и отправлен на фронт.

После Октябрьской революции возглавил деловой совет, исполком, ячейку РКП(б) Дегтя-
рского рудника. В годы гражданской войны Н.А. Белоусов - военный комиссар, разведчик, инструктор политотдела 3-й армии. После демобилизации его назначили директором Полевского завода, затем - членом Губпродкома.

В  1923 году Н.А. Белоусов приехал в посёлок с назначением на пост директора Билимбае-
вского завода. Это он организовал коллектив на восстановление и пуск предприятия
в труднейших условиях экономической разрухи. И вдруг - враг народа...

Вслед за ним билимбаевские коммунисты "разоблачили" Мехрякова - секретаря парткома труболитейного завода. Под трибунал "загремели" также житель посёлка Никифор Григорьевич Журавлёв, 1890 года рождения, бывшие командиры, добровольно вставшие
в 1918 году под знамя Первого Уральского стрелкового полка, - Василий Алексеевич Зубов, Яков Михайлович Кривощёков. Первый получил 10 лет лагерей в Колымском крае, второго сослали на 7 лет в Вятские края. Десять лет "отработал" в Воркуте и Пётр Фёдорович Тестов.

Под каток репрессий попали первые комсомольцы посёлка - Николай Дудин,
Иван Рассошных, Александр Лунев, Александр Шумихин... Вслед за мужем на "пятилетку" в  сталинские лагеря угодила Анна Петровна Петухова-Дудина.

ясорубка", пущенная рукой Сталина, безжалостно перемалывала жизни людей, незави-
симо от их принадлежности к партии. Населению постоянно внушалось мысль о происках врагов народа.

В  1939 году город Билимбай выделился в самостоятельный район, в который вошли: Билимбай, Новоуткинск, Кузино, Коуровка, Северка и тяготеющие к ним деревни.
В посёлке стала издаватся районная газета "Большевистский путь".





Великое  испытание

22  июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась
в пределы нашей страны. Советский Союз вступил в единоборство с жестоким и коварным врагом.

С  первых дней нашествия гитлеровских орд на защиту Отечества ушло немало билимбае-
вцев. Вслед за резервистами и молодыми ребятами по призыву ЦК комсомола добровольно встали в строй бойцов, десятки девушек. Билимбаевские девчата  попали в войска проти-
вовоздушной обороны - зенитно-пулемётные, аэростатные, прожекторные части. Они защищали западные окраины Москвы от налётов фашистской авиации - районы Киевского вокзала, Кутузовской слободы, Кунцево, Звенигорода. Имена Л. Засыпкиной, А. Невекиной, Н. Бельтюковой, А. Аликиной, И. Тыщенко, В. Борисовой, А. Мичуровой, М. Васильевой, и других билимбаевских девушек - добровольцев  вписаны в историю Великой Отечественной.

Следует заметить, что до войны о небольшом посёлке Билимбай мало кто знал или слышал. В военный период Урал стал главной кузницей оружия для Красной Армии. Только в Сверд-
ловской области, кроме местных заводов и рудников, разместилось более 200 предприятий, эвакуированных из западных и центральных районов страны.

Во второй половине 1941 года в Билимбай прибыло сразу несколько военных заводов.
На шлаковатной фабрике (ныне завод ТИМ), разместилось военное предприятие №704 —
резинотехническое производство из Подмосковья. Здесь клеили оболочки аэростатов заграждения, которые уралочки поднимали в небо над столицей.

В  швейной мастерской билимбаевские мастерицы шили парашюты - тоже оборонная продукция. На этих парашютах сбрасывались грузы для партизан, забрасывались десанты
в тыл врага.

Труболитейный завод перепрофилировали на выпуск боеприпасов. Здесь разместилось военное предприятие №468. На оборону работало несколько вагранок. Отливали корпуса снарядов к 82-миллиметровым миномётам. Отливки увозили в Первоуральск, где их затем обрабатывали в мастерских учащиеся ремесленного училища №6. В цехах старого завода мастера-оружейники  колдовали над  корпусами реактивных снарядов.


У  истоков  реактивной  авиации

Особая страница в военной летописи Билимбая - создание реактивного самолёта.
В посёлке не только осваивали технологию отливки боеприпасов, но и занимались разрабо-
ткой, изготовлением, испытанием новых видов летательных аппаратов. Под развесистыми берёзами, обступившими бывшую церковь, шла сборка  первых советских вертолётов.
Здесь работало конструкторское бюро, которым руководил никому тогда не известный генеральный конструктор М.Я. Миль.


Григорий Яковлевич Бахчиванджи

На берегу пруда в тесной дощатой постройке проводились испыта-
ния первого жидкостно-реактивного двигателя. Здесь работали конструкторы Б.Ф. Болховитинов, и А.М. Исаев. Это они создали первый советский самолёт "БИ-1" с реактивным двигателем. 15 мая 1942 года такая машина поднялась с Кольцовского аэродрома.
Самолёт пилотировал лётчик - испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Именем этого человека названа одна из улиц  Билим-
бая. (Более подробно об этом рассказывает А.В. Палло, непосредст-
венный участник тех  событии. Следует заметить что полёт реактивного самолёта был  запечетлён  на  киноплёнку.  Прим. А.С.)


Григорий Яковлевич
Бахчиванджи.

...Здесь я автор сайта - А.С. сделаю отступление, мне хотелось  дополнить рассказ Ю.Д. незначительным уточнением  и  возможно представляющем интерес для читателя.
Реактивное топливо и всё сопутствующее химикаты для реактивного двигателя хранились
в подвале бывшей часовенки что находится на пересечении улиц  Пл.Победы — Сакко
и Ванцетти.  Позднее здесь находилась ветеренарная лечебница.


Увеличить













Часовенка где хранились химикаты для реактивного двигателя.



Всё  для  победы

Билимбаевский лесхоз также работал на оборону. В мастерских изготовляли заготовку
для прикладов к винтовкам и автоматам. Отсюда шла рудничная стойка для шахт, пиломатериалы для оборонной промышленности и строительства жилья, заводов, тара
и ящики для боеприпасов.

В  годы  войны в бывшем Билимбаевском районе проживало около 19 тысяч человек.
Они внесли весомый вклад в дело борьбы с фашистскими захватчиками.

Издавна в России существует традиция: когда на страну нападает враг - помогать армии
в борьбе с захватчиками. Так было в 1812 году, когда в пределы России вторглась армия Наполеона. Уральцы не только организовали выпуск оружия и боеприпасов, но и внесли из своих скудных заработков деньги на обмундирование.

Боевой дух предков не угас в сердцах потомков уральских металлургов. В 1942 году прошёл сбор средств для постройки авиаэскадрильи "Свердловский  колхозник". Из Билимбаевского района поступило свыше полумиллиона рублей. Коллектив Билимбаевского завода внёс
на строительство боевых машин 150 тысяч рублей. Комсомольцы предприятия провели несколько субботников, а заработанные 20 тысяч рублей перечислили в фонд создаваемой танковой колонны. За четыре неполных года население посёлка перечислило в фонд обороны страны свыше четырёх миллионов рублей.


Имена многих билимбаевцев золотыми буквами вписаны в историю посёлка. Одним из первых прославил Билимбай своим подвигом Павел Николаевич Томилин, проявивший геройство при форсировании Днепра. Его именем названа здесь одна из улиц.

В  июне 1943 года Билимбаевский труболитейный из военного ведомства
был передан главку Трубосталь. Строители Трубостроя провели коренную реконструкцию предприятия. 8 мая 1944 года вновь созданный труболитейный выдал мирную продукцию - чугунные трубы для народного хозяйства. На этот раз производство было налажено по прогрессивной технологии. Ямный способ заменила центробежная отливка - одно из лучших достижений трубной промышленности мира.

И  что примечательно, многие машины, работавшие на участке, были созданы самими тружениками цеха. Нельзя не упомянуть об умельце Евгении Романовиче Шестакове.
В своё время смог окончить только три класса - пришёл на завод мальчишкой.
Сильный, красивый человек. И такой смекалкой обладал, что она вывела его в известные рационализаторы.  Е.Р. Шестакову довелось демонтировать старую домну, потом - соверше-
нствовать "центробежку". Многие трудоёмкие операции были механизированы по его задумкам. Вся жизнь Евгения Романовича связана с заводом. Он жил им.

В  специализации труболитейного произошло немало изменений. Вместо труб диаметром
от двух до десяти дюймов стали производить трубы малых диаметров, а после объединения
с Первоуральским Старотрубным заводом цех полностью перешёл на отливку труб диаме-
тром два дюйма.

Объединение Билимбаевского завода со Старотрубным произошло не случайно.
В ноябре 1955 года Билимбаевский сельский район территориально и административно включили в состав Первоуральска. В январе 1973 года Старотрубный завод, в состав которого входил Билимбаевский цех, был включён в состав Новотрубного. В 1973 году принято решение о прекращении производства на Билимбаевском заводе, а оставшийся не у дел рабочих перевести на Старотрубный завод.


А  что  же  с  заводом  ?

Прошли годы. В Билимбае не стало металлургического производства. Труболитейный цех закрыли. Прекратил своё существование завод, построенный семейством Строгановых.
О существовании его можно только догадываться. Да полюбоваться некоторыми экспонатами, которые собрал в своей экспозиции музей, открытие которого произошло 8 мая 1975 года.

А  что же с заводом? В запустение пришёл заводской двор, под воздействием внешней среды разрушаются кирпичная, метровой толщины, стена бывшего доменного цеха, квадратная труба, здание старой конторы. На наших глазах в небытие ушёл чугуноплавительный завод...

В  2004 году исполняется 270 лет со дня пуска домны. Конечно, очерк не претендует на полноту освещения истории предприятия, многое остаётся в тени.



Начало ...  Билимбаевский  завод - XVIII век.

Продолжение ...  Билимбаевский  завод - XIX век.

Продолжение ...  Билимбаевский  завод - XX век. (часть I)

Продолжение ...  Билимбаевский  завод - XX век. (часть II)



Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU статистика
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz