Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  БИ-1 в уральском небе  исторический очерк


Журнал  "Уральский Следопыт"  № 12;  стр.52-54;  2010 год.

Вячеслав МИХАЙЛОВ.






В  начале Великой Отечественной войны авиация фашистской Германии по своим лётно-техническим характеристикам и по количеству современных боевых самолётов превосходила Советскую Армию.
Во время войны немецкая фирма Э.Хейнкеля работала над созданием самолетов с реактивным двигателем. При обороне Москвы в октябре 1941 года Советская Армия сумела остановить наступление фашистских войск. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, связанную с необходимостью качественного перевооружения нашей авиации, Правительство СССР поставило перед коллективом ОКБ Виктора Фёдоровича Болховитинова задачу: в кратчайший срок создать истребитель-перехватчик, превосходящий самолеты врага. Работы по созданию в СССР истребителя с реактивным двигателем начались ранней весной 1941 года — с разработки эскизного проекта самолета с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД).

Началась война, и коллектив ОКБ Болховитинова из города Химки Московской области 25 октября
1941 года был эвакуирован на Урал.      7 ноября эшелон с сотрудниками института, оборудованием
и отдельными агрегатами самолета БИ-1 прибыл в Свердловск, а затем был направлен в поселок
Билимбай  Свердловской области. Работы по созданию нового типа самолета проходили в обстановке строжайшей секретности, и поэтому даже сегодня в истории БИ-1 остается немало тайн.
Сейчас практически каждый учащийся школ №60 и 92 города Екатеринбурга знает историю жизни
и героического подвига летчика ВВС Григория Бахчиванджи. А вот о других участниках создания в Свердловске самолета БИ-1 мы знаем значительно меньше. Среди всемирно известных авиационных конструкторов времен Великой Отечественной войны, таких, как Лавочкин, Микоян, Петляков, Поликарпов, Сухой, Туполев, Яковлев и других, вы не найдете фамилии Балховитинова. А ведь именно он, инженер-полковник авиации, кандидат технических наук, провёл на Урале с 1941 по 1943 годы научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы по созданию нового типа советского самолета с реактивным двигателем.
Кроме В.Ф. Болховитинова над созданием самолета БИ-1 работали: А.Я. Березняк — талантливый инженер, конструктор, разработчик планера самолета — и одаренный специалист в области реактивных двигателей  А.М. Исаев.


БИ-1



  



  


Самолет БИ-1


  


Что известно из биографии руководителя проекта, Главного конструктора Виктора Федоровича Болхо-
витинова? Он родился 23 января 1899 года в городе Саратове. После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Саратовского университета, но поняв, что это не его призвание, через полгода перевёлся на физико-математический факультет того же университета. В 1918 году Болховитинов уехал
в Москву и поступил в Московское Высшее техническое училище. По окончании училища он вернулся
в Саратов и поступил в институт Красной Армии, который окончил в 1926 году.

В  июле 1929 года Болховитинов защитил кандидатскую диссертацию. Окончил теоретический курс по самолётостроению. Болховитинову поручено возглавить конструкторское бюро. Под его руководством создан бомбардировщик ТС—3, разработан и принят на вооружение тяжелый бомбардировщик ДБ-А, поставлен на производство «бомбардировщик Болховитинова». Опытный завод №293, на котором изготовлялась первая партия самолетов типа БИ-1, размещался на территории бывшего чугунолитейного завода в поселке Билимбай. ОКБ Болховитинова были предоставлены площади для конструкторских отделов в здании бывшей церкви Святой Троицы. В настоящее время проводятся работы по реконструкции храма.  Вблизи от церкви установлен памятный знак. Он свидетельствует о пребывании в поселке Билимбай летчика-испытателя самолета БИ-1 Г.Я. Бахчиванджи и о якобы состоявшемся взлете весной 1942 года со льда билимбаевского пруда. Ясно, что самолет БИ-1 с не приспособленной для реактивной авиации взлетно-посадочной полосы взлететь не мог.* Но Григорий Яковлевич Бахчиванджи действительно прилетал в Билимбай на легкомоторном самолете.

*  Стоит отметить, однако, что в сети интернет есть фотографии самолёта БИ-1, стоящего на лыжном шасси
       на льду Билимбаевского пруда. - Ред.


В  работе по созданию самолета БИ-1 участвовали предприятия Свердловской области.
Деревянный, из дельта-фанеры фюзеляж самолета изготавливался на одном из предприятий Нижнего Тагила. Для отработки технологии сварки баков, предназначенных для заполнения окислителем топлива
(в качестве окислителя применялась концентрированная азотная кислота), приходилось консультироваться со знаменитым сварщиком Е.О. Патоном, который во время войны работал на Урал-вагонзаводе.
Хотя планер самолета испытывался, когда ОКБ Болховитинова находилось ещё в Подмосковье, аэродинамические испытания были произведены в ЦАГИ, а лётные испытания планера выполнил летчик-испытатель Б.Н. Кудрин.










Корпус бывшего чугунолитейного завода
в поселке Билимбай.
В годы ВОВ здесь располагался опытный завод №293,
на котором изготовлялись самолеты БИ-1.




Доработки систем нового самолета, огневые испытания в стационарных условиях реактивного двигателя занимали много времени. При сборке опытных образцов трудоемкость определяла масса, а также изготовление деталей по эскизам с установкой и регулировкой их по месту. Помещение чугунолитейного завода не было приспособлено для авиасборочного производства. Даже ворота завода были переделаны так, чтобы можно было транспортировать самолет из сборочного цеха. Свой первый полет на реактивном самолете БИ-1 Г.Я. Бахчиванджи совершил 15 мая 1942 года. Испытания проходили на аэродроме Кольцове города Свердловска. Повторные полеты Г.Я. Бахчиванджи и К.А. Груздева подтвердили возможность полета на реактивных самолетах типа БИ-1. 27 марта 1943 года Г.Я. Бахчиванджи погиб
при выполнении седьмого полета. Работы были прекращены, ОКБ Болховитинова и опытный завод №293 вернулись в Подмосковье. Лишь в 1945 году Б.Н. Кудрину удалось продолжить испытания.
Однако в серийное производство этот тип самолетов запущен не был. 30 машин, изготовленных в Билимбае, были разобраны и отправлены в Москву, где и были уничтожены.
17 октября 1942 года Г.Я. Бахчиванджи за мужество, проявленное при обороне Москвы и при испытании самолета БИ-1, был награжден орденом Ленина, а спустя 31 год ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Г.Я. Бахчиванджи

Г.Я. Бахчиванджи


  



Самолет БИ-1 был, по сути, пилотируемой крылатой ракетой.
Характерной его особенностью являлось расположение двигателя
в хвостовой части. В 1946 году В.Ф. Болховитинов защитил докторскую диссертацию по самолетам с реактивным двигателем.
В 1948 году он перешёл на преподавательскую работу и возглавил кафедру «Конструкции самолетов» в Академии ВВС
им. Н.Е. Жуковского. 18 января 1970 года В.Ф. Болховитинова
не стало.  Похороны состоялись в Москве.





По инициативе штурмана гражданской авиации, краеведа, бывшего заведующего музея авиапредприятия «Кольцове» И.П. Катенева (1930-2009) была начата работа по сбору информации об участниках создания самолета БИ-1, а также о жизни и подвиге на уральской земле летчика Г.Я. Бахчиванджи.
Под руководством старшей пионервожатой школы №60 Л.И. Саморуковой в мае 1967 года началась поисковая работа школьников. В школе создан и работает музей боевой славы Бахчиванджи, а также хранятся сотни писем и экспонатов, рассказывающих о жизни и подвиге Г.Я. Бахчиванджи.
Музеем школы, носящей имя Бахчиванджи, руководила Заслуженный учитель России М.В. Шепель.























Марка к 100-летию со дня рождения Г.Я. Бахчиванджи


  



Учащиеся ухаживают за могилой героя, который похоронен на Малоистокском кладбище Екатеринбурга. При активном участии членов Свердловской общественной организации филателистов и лично заместителя председателя общества И.В. Ренева в 2009 году, к 100-летию со дня рождения Бахчиванджи, почта России выпустила почтовую марку, малый лист, а также два конверта, посвященные этой дате. Над памятником Бахчиванджи шефствуют учащиеся школы №92, под руководством её директора. Перед зданием аэропорта Кольцове установлен памятник создателям самолета БИ-1. Регулярно 15 мая краеведы и учащиеся школ №60 и 92 проводят день памяти первого полета на реактивном самолете БИ-1 летчика Г.Я. Бахчиванджи.










  Дополнения

БИ-1  —  история создания.

Первый ракетный  —  о самолёте БИ-1.
 


Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU статистика
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz