|
ПОЧЕМУ СТАРЫЙ СТИЛЬ ТОЧНЕЕ НОВОГО
Журнал "Русский Дом" № 1; стр.18 - 19; 2001 год.
Владимир Алексеевич ГУБАНОВ.
Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспо-
рченному старому стилю. Профессор В.В. Болотов.
Современный гражданский календарь, коим пользуются ныне, был введен в 1582 году по указу Римского папы Григория, и потому он называется григорианским календарем, или новым стилем. А исчисление, которое теперь называют старым стилем, было введено по совету астронома Созигена при Иулии Кесаре (Юлии Цезаре)
в 46—45 году до Рождества Христова, и потому оно называется иулианским (или юлианским), старым стилем. Утверждают, что старый стиль ныне отстает от нового стиля на 13 дней. А может быть, новый стиль спешит? Давайте проверим, и мы увидим, что, действительно, старый стиль точнее нового стиля, и притом точнее именно по данным астрономии.
Когда в России обсуждалось, ввести ли григорианский календарь для гражданского обихода, то на заседании "Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор Василий Болотов, выражая общее мнение, сказал: «Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания,
но даже извинения... Никейский Собор не постановлял ничего подобного» (журнал 4-го заседания), и ещё сказал он: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед вся- кими другими календарями исправленными.
Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни юлиа- нский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (журнал 8-го заседания).
Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь стал ненужным, и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! Неслучайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревно- стным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря,
справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления. И это верно и по сей день.
О точности иулианского календаря
Все календари точны относительно, не имеют совершенной точности. И всё же по всему предпочтительнее старый стиль, иулианский календарь, коим пользуются в Церкви для расчета пасхалии и по которому отмечают праздники «неподвижного круга».
Учёный Сергей Куликов в своей работе «Календарная шпаргалка» говорит: «Григорианский календарь тоже неточен. Абсолютно точный календарь создать невозможно». В другой своей работе («Нить времен. Малая энциклопедия календаря...», 1991 г., стр. 6) он утверждает: «Вообще говоря, из существующих календарей самый простой —
иулианский. Сейчас его область применения сильно ограничена: он используется Православной Церковью и жите- лями небольших областей Земли... Но из-за своей простоты (и стройности!) он до сих пор применяется также в науке при подсчете юлианских дней и в пересчете дат лунного и лунно-солнечного календарей». Итак, наш иулианский
календарь применяется в науке — научно он более точен, нежели григорианский календарь.
В книге астронома И.А. Климишина «Календарь и хронология» (1985 г., стр. 56) есть добрый отзыв о старом стиле: «Привлекательной стороной юлианского календаря является его простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов.
Каждый промежуток времени в четыре года насчитывает (365 + 365 + 365 + 366) 1461 день, каждое столетие — 36525 суток. Поэтому он оказался удобным для измерения длительных интервалов времени».
Итак, мы видим добрые мнения астрономов о старом стиле иулианском, которым они пользуются сегодня. В любом астрономическом календаре или астрономическом ежегоднике, изданном в любой стране мира, на любом языке, в любом году, вы увидите счет дней по «юлианским дням» — JD.
Чтобы закрепить весеннее равноденствие за двадцать первым числом месяца марта, хотя этого и не требовалось, папа Римский повелел выбросить из счёта дней «накопи- вшиеся», в кавычках, со времени 1-го Никейского Собора якобы «лишние» 10 суток, и это стало существеннейшим недостатком григорианского календаря:
в нем нарушен непрерывный счет дней. Другой недостаток: по новому стилю уничтожаются три високоса в четырёх столетиях. Всё это сделало невозможным вести по нему точные вычисления. Поэтому новым стилем и не пользуются в Церкви, и в исторической хронологии, и в астрономии — там, где требуются точные математические расчеты, — а пользуются иулианскими днями.
«Недостатком григорианского стиля является его ненужная сложность, заставляющая производить сначала вычисления по юлианскому календарю, а потом переводить юлианские даты на григорианские. Благодаря юлианскому календарю легко хронологически восстановить различные историче- ские факты, астрономические явления в прошлом,
записа- нные в летописях или древних памятниках, что невозможно сделать по григорианскому календарю» («О церковном календаре», А.И. Георгиевский, доцент Московской духовной академии, Москва, 1948 г.).
Весеннее равноденствие подвижно, оно не стоит на небе (явление прецессии), поэтому закреплять за ним неподви- жную дату (21-е число), как сделано в григорианском календаре, и тем связывать с ним пасхалию — это грубей- шая астрономическая и логическая ошибка. В книге «Астрофизические величины» (К.У. Аллен, 1977 г.) приведена продолжительность года в ВОСЬМИ различных точнейших измерениях.
Но астрономически самым точным является не тропиче- ский год (365,242199 средних солнечных суток), по которому размерен григорианский календарь, а год сидерический, то есть звёздный (365,25636556), измеряемый по звёздам, а не по Солнцу. Ибо Солнце слишком подвижно относительно звёзд, а звёзды при измерениях принимаются неподвижны- ми. И, по промыслу Божиему, иулианский год оказался
ближе к точнейшему звёздному году, нежели григори- анский. То есть старый стиль оказывается точнее нового стиля.
В астрономии также с 2000 года закономерно введено иулианское столетие, то есть наступа- ющий век — иулианский, а не григорианский. В астрономических изданиях сказано так: «Единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учета прецессии, считать юлианское столетие в 365,25 суток; чтобы эпохи (моменты) начала года отличичись от ста- ндартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток».
Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским: счёт годов будет вестись по старому стилю. Но не произойдёт ли смещение дат по старому стилю так, что весенний праздник Пасхи будет праздноваться летом или даже осенью? Православная Пасха — не праздник весны, а праздник воскресения Христа.
Пасха не местный праздник, а вселенский. В Австралии, которая находится на другой половине земного шара, на южнойего стороне, а также и в Южной Америке Пасха ныне празднуется осенью. Ибо. когда у нас весна, то у них осень; и наоборот, у нас осень — у них весна.
Другой вопрос: через сто с лишним лет Православная Церковь всё же будет праздновать, например. Рождество Христово уже не 7 января, а 8-го — по причине смещения дат на одни сутки каждые 128 лет. Значит, её месяцеслов (календарь) не верен? Он верен, ибо Право- славная Церковь всегда празднует Рождество Христово по церковному стилю, по которому Рождество Христово всегда 25 декабря,
а не 7 января — хотя по новому стилю это может быть и 7-е число, и 8-е, и любое число месяца, но это уже погрешности нового стиля.
И, разумеется, как ни точна астрономия, для христианина церковные каноны выше астрономических сведений. «Православные Церкви в 1903 году высказали категорическое отрицание касательно принятия григорианского стиля. Всероссийский церковный Собор 1917—1918 гг. в Москве постановил держать и сохранять старый стиль для церковного исчисления и для богослужебной практики».
Каноны Вселенской Православной Церкви, изложенные в Книге правил святых Апостолов, святых Соборов и святых отцов, есть первая причина, почему христиане должны пользоваться церковным месяцесловом, старым стилем, и по нему праздновать Пасху. И эти канонические правила, я уверен, будут соблюдаемы до второго пришествия Христа Спасителя, когда вся Церковь Христова восхищена будет на небеса, «в сретение Господне на воздухе» (7 Сол. 4.17).
|
|