|
СТРАНА ЧУСОВАЯ
Журнал "Уральский Следопыт" № 6; стр.26-27; 2002 год.
Людмила ХЛЕБНИКОВА.
Автор «Уральского следопыта» Евгений Савенко, чьи фотопейзажи Урала продолжают украшать обложки и страницы журнала, в числе десяти лауреатов (индивидуальных и коллективных) удостоен Губернаторской премии 2001 года. Е. В. Савенко — первый фотохудожник, отмеченный этой наградой за шесть лет её существования.
«Нет на свете некрасивой реки, в каких бы берегах она не текла, волнует и завораживает уже сама вода, таинственное языческое поклонение которой не оставляет человека, загадочными кажутся её пути, указанные, должно быть, древними божественными проводниками, шедшими вперед с волшебными посохами, раздвигая ими скалы и растворяя притоки».
Вид с камня Столбы (Фото Е. Савенко).
Найти эти слова в когда-то читанной книге В. Распутина «Сибирь» заставил недавно изданный фотоальбом Евгения Савенко «Чусовая», созданный такой же силой восторга и уме- ния чувствовать сокровенное, такой же невидимо разлитой в альбоме тревогой за сказочную и суровую красоту нашего края, какой писалась и книга Распутина.
Те же силы душевные и творческие водили художника вослед «древних божественных проводников» русла нашей Чусовой от истоков до устья. Водили много лет, в любое время года и дня, поднимали на вершины,. чтобы запечатлеть панораму продвижения русла, звали вглубь лесов, чтобы соприкоснуться с неприметной жизнью ручьев, трав и цветов…
Сотни и сотни кадров… Прекрасных, сказочно изысканных… Но альбом начинают кадры просто зеленого разнотравья, хранящего малые ручьи истока, в которых совсем не угадывается будущее полноводие реки. Очевидно, что этой неслучайной скромностью начала художник заявляет о драгоценности тихой скрытой жизни природы,
без которой невозможна её величе- ственная красота, притягательная, способная сильно действовать на эстетическое чувство; невозможны монументальные панорамы вольной мощи «страны Чусовой». Чего стоит только панорама извилины реки у камня Омутного. Как древняя картина с огромной высоты, види- тся она в тугом изгибе русла в обережьях огнецветной осени.
Философия панорамы, сочета- ющей далекое и близкое, цветок, камень, узор травинки с перспективой уходящих к горизо- нту далей, определяет композицию альбома, разделенного автором на две части. Пространства и дали по пути движения русла, снятые, как правило, с высокой точки скал, объединены названием «От истоков до устья».
И по своей монументальной и образной сути эти фотокартины — гимны, славословящие сказочную, нетленную красоту реки.
Вторая часть посвящена природе берегов, которая лишь угадывается в пространствах картин первой половины альбома. Объектив художника приближает нас не только к скалам, сфинксами сторожащим берега, к старинным селам реки, к цветному ковру лугов, но и к утреннему пробуждению цветка в расщелине камня,
к тонкому узору ветвей на фоне голубой эмали небес, к нежным оттенкам вуали тумана, к темному шелку ночной воды…
Восход солнца у камня Отмётыш (Фото Е. Савенко).
Я называю автора художником потому, что он чрезвычайно чуток к живописности природы. Обладая самым широким диапазоном специальных фототехнических возможностей, не дает увлечь себя ими, а использует технику лишь как средство для наилучшего выявления образа реки, прекрасной и беззащитной.
Создать такой альбом возможно лишь художнику, паломнически преданному природе, умеющему чувствовать пульс каждой секунды её проживания в вечности, в одиноком пред-стоянии проникать в безмолвные откровения Красоты Божьего мира, чувствуя мистическую связанность человека этой Красотой.
Невозмутимый строй во всём, Созвучье полное в природе, Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаём.
(Ф. Тютчев)
Камень Гребни (Фото Е. Савенко).
Именно призрачная наша свобода ядовитыми отбросами отравляет землю, бульдозерами оставляет незаживающие раны тайге.
Как не вспомнить добрым словом писателя Бориса Рябинина, который много лет назад встал на защиту реки от погубления сбросами отходов. Как не вспомнить другого Рябинина (симво- лическое совпадение!) — Ивана из повести Л. Бородина «Третья правда», сердце которого остановилось от боли за тайгу,
когда он пришел встретиться с ней после долгой разлуки, когда услышал рев бульдозеров и увидел бесполезные их разрушения…
Одна из излучин на реке Чусовой (Фото Е. Савенко).
Насколько мудрее было отношение к природе людей, не потерявших Бога. Они смотрели на неё с благословенной надеждой, не возвышаясь, умело подхватывали вдохновенную её красоту и в своих деяниях не перечили ей, не спорили с Творцом.
У любого, кто возьмет в руки альбом Евгения Савенко «Чусовая», замрет душа от чистой целительной красоты, к которой припадаем мы, убегая от городского утомления прогрессом. Для исцеления.
Исцелиться — сделаться цельным, восстановить утраченное созвучие с красотой мира.
|
|