|
КИСТЬ КРЕПОСТНОГО ЖИВОПИСЦА исторический очерк
Информация с сайта | http://www.art.uralinfo.ru/LITERAT/Ur_sled/1998/10/9810-21.html
Нина КАЗАРИНОВА
КИСТЬ КРЕПОСТНОГО ЖИВОПИСЦА
Старожилы Ильинского и сейчас покажут вам то место, где в конце века стояла иконописная мастерская. В ней, по преданию, работал и Семен Петрович Юшков, крепостной живописец Строгановых.
Десять портретов и три иконы — весомое творческое наследие, сохранившееся до наших дней.
Работы Юшкова разбросаны по уральским музеям. Они хранятся в Пермской художественной галерее, областном и других краеведческих музеях, в Екатеринбурге.
Но бывают и счастливые открытия. Так в 1971 году краевед и знаток истории села Ильинского И.С. Пепеляев сообщил в Пермскую художественную галерею, что на чердаке старого дома учительницы Селезневой найден портрет, подписанный Семеном Юшковым. Причем, на старом холсте прочитывается и год создания — 1850.
Владелица портрета рассказала семейное предание о том, как холст оказался в ее семье. Юшков написал портрет дочери ильинского священника Петра Серебренникова — Таисьи. Изобразил ее в кокошнике с вуалью, в платье с прозрачными рукавами и глубоким вырезом, обнажающим плечи.
Этот слишком "вольный" наряд вызвал в селе возмущение, поползли разные слухи. Молодая поповна тем не менее портрет не уничтожила, а отдала на хранение своей подруге. В этой семье портрет и сохранился. Реставратор художественной галереи И.В. Арапов дал вторую жизнь старому обветшавшему холсту. Его теперь можно увидеть в коллекции галереи.
В 1984 году врач и художник из поселка Ильинского Р.Е. Тюрин передал в художественную галерею икону, подписанную С. Юшковым. Не так давно сотрудники Ильинского краеведческого музея обнаружили еще одну, подписанную мастером, икону.
Большая часть известных ныне работ Юшкова обозначена 1850-ми годами. Видимо, это самое плодотворное десятилетие его творчества. Дошедшие до нас архивные документы дают возможность проследить занятия живописца на протяжении почти тридцати лет: от ученичества до освобождения от всех должностей.
В "Формулярном списке служащих Главного Ильинского правления" за 1842 год в разделе "по мастерствам" есть запись: "Живописец Николай Семенов Македонов 36 лет. С 1820 г. и поныне маляром и живописцем. Ученики Семен Петров Юшков. Холост. 20 лет. С 1838 г. при обучении живописи.
С сентября 1841 — живописцем и обучает пению и музыке". За краткими формулярными сведениями встает судьба талантливого человека из крепостных, разносторонне одаренного. Узнаем, кроме того, что в Ильинском обучали музыке и пению. Это не случайно.
Село в прошлом столетии было не только админи- стративным, но культурным центром обширных строгановских владений. Его можно сравнить с демидовским Нижним Тагилом.
В "Списках на лиц разных званий на 1823 г." названы живописцы И. Красов, А. Ермаков, Н. Македонов, И. Коротин, П. Черемисин, резчики В. Малых, И. Плюснин. Причем, И. Красов и В. Малых обучались искусству в Москве.
По неполным данным в конце XVIII — первой половине XIX веков живописной, золотарной и резной "наукам" в Ильинске принадлежали около 30 мастеров и их учеников. По официальным данным в селе тогда проживало немногим более 2000 человек. Сюда из Нового Усолья была переведена иконописная мастерская.
Мастера работали по заданию Строгановых в Билимбае, Очере, Оханске и других вотчинах.
В Главном правлении служили крепостные, которые имели какой-то уровень образованно- сти. Сосредоточение в Ильинском управленческого аппарата и специалистов разных отраслей, выделяло село из других. Здесь в 1794 году открылось первое в губернии приходское училище.
По сведениям историка Н.К. Чупина, в 1830-х годах в Ильинском была библиотека, "которою пользовались и жители Перми — чиновники". Уже в 1820-х годах здесь был театр крепостных актеров с собственным зданием и оркестром, певческим хором. "Особенно в моде в то время были водевили с пением, — пишет историк А. Вологдин.
— Музыку для водевилей поставлял местный музыкант и вместе художник Юшков, талантливый человек, но страдавший пристрастием к крепким напиткам". Таким образом, в Ильинском сложилась определенная художественная "среда", которая способствовала появлению талантов.
Но вернемся к Юшкову. Вот сухие строчки "Послужной книги на служащих Ильинского округа". Они год за годом сообщают о занятиях художника: "С сентября 1841 г. по май 1845 живописцем, регентом и музыкальным учителем. С мая 1845 по май 1846 живописцем, регентом и музыкальным учителем."
И так год за годом, вплоть до 1860-го, когда Юшков был "от службы уволен". Больше в архивных делах Строгановых имя С. Юшкова не упоминается. Его судьба теряется в море судеб других крепостных.
О занятиях Юшкова иконописанием сохранилось несколько архивных документов. В "Донесениях" управляющего на 1852 год есть просьба направить в Билимбай для написа-
ния икон ильинского живописца С. Юшкова, "который при тщательном изучении старинного письма, по эскизам и иконам, полученным от Вашего сиятельства (С.Г. Строганова. — Авт.) в настоящее время хорошо пишет иконы в старинном вкусе".
Из расписок мастера о получении денег узнаем, что в 1860 году "за написание иконы в часовню Фоминской станции получил три рубля" и "за написание иконы Казанской Божией матери для Русаковского училища 2 рубля".
О портретном творчестве Юшкова источники не содержат никаких сведений. Но портреты, как зеркало времени, и сами могут многое рассказать. Из десяти сохранивши- хся холстов — пять это портреты крепостных крестьян села Ильинского: П. и И. Шариных, П. Пепеляева, М. Симанова.
Эти фамилии и ныне встречаются довольно часто в Ильинском районе.
Не бедные же крепостные крестьяне заказывали живописцу свои фамильные портреты. Они требовались для утверждения рода, достатка.
В Прикамье, а в Ильинском в особенности, многие крепостные торговали хлебом, лошадьми, богатели, но перейти в другое сословие — купеческое — смогли только после отмены крепостного права. Богатый торговый крестьянин — тот же купец.
Представление зажиточного крестьянина о себе, претензии и амбиции — ярко воплощены в портретах работы С. Юшкова. Они на первый взгляд незамысловаты и просты. Однотипные фронтальные позы. Фигуры мощно вписаны в прямоугольники холстов, предстают в застывшей устойчивости.
Письмо доскональное, тонкое. Нет сомнения в том, что сходство абсолютное. Если бы кто-нибудь из современников в нем усомнился, это было бы расценено как недоброкачественность работы.
Но при всей внешней простоте герои портретов "не открыты" зрителю, "не пускают" в свой внутренний мир. Они полны собственного достоинства. Нечто постоянное, по народному основательное, запечатлел художник в своих современниках и односельчанах.
Это — цельный замкнутый и закрытый мир, портреты-"мироздания". Важен лишь сам человек, а не его занятия и дела. Художник отсекает все ненужное, временное. Вот почему каждый портрет — это и вполне конкретный человек, и характер целого класса, его "амбиции".
Юшков, как и многие другие крепостные живописцы, копировал портреты обширного рода Строгановых с оригиналов русских и европейских профессиональных художников: Виже-Лебрен, Ж.-Л. Монье, А.Г. Венецианов — чтобы люди обширных прикам- ских земель знали своих господ.
Копируя, стремясь к максимальной точности, крепостной мастер приобщался к приемам портретной живописи, выработанной профессиональной школой, осваивал секреты колорита. Иногда это порождало в собственном его творчестве совершенно неожиданное преломление.
Чудное воплощение мечты об идеальной красоте выразилось в образе вполне реальной поповны своего села — Таисьи Серебренниковой.
Судя по большому количеству сохранившихся работ Юшкова, их берегли, знали им цену. Они нравились потому, что живописец смог выразить народное представление о мире, жизни и ее ценности, о красоте и достоинстве человека.
|
|