|
БЕГСТВО СТАРОВЕРОВ НА АЛТАЙ
Журнал "Уральский следопыт" № 5 2006 год. стр; 80-81
Владимир ТРУСОВ
Среди русских первопоселенцев на Урале было много староверов. Эти люди сопротивлялись всякому принуждению. При утеснении уральских староверов их взоры и устремления направлялись в Сибирь, на Дальний Восток, куда труднее было дотянуться карательным органам церкви и самодержавия.
11 мая 1847 года, например, убежали крестьяне ревдинского завода Пимен Васильевич Мельков, Петр Афанасьевич Заварилов и Никита Петрович Курылов, принадлежащие к приходу Михайло-Архангельской церкви. Вероятно, они с давнего времени общались с раскольниками. Они скрылись вместе со староверами Василием
Ивановичем Разумовым, братьями Григорием и Исаком Никитичами Ереминымы, единоверцем Харитоном Яковлевичем Найденковым. 11 апреля 1848 года отлучились в Екатеринбург по собственной надобности и не вернулись Аристарх Ряпосов и третий брат Карп Еремин.
24 апреля 1848 г. Ревдинская контора решилась учинить свое секретное разыскание в раско- льничьих домах: не имеется ли у кого-либо с бежавшими людьми переписки. У крестьянина Никиты Еремина, у коего скрылись родные сыновья, была найдена рукописная тетрадка, исписанная на манер церковной печати. Вот её содержание.
«1844-го года. Путешественник действительно самовидец инок из Тобольской области именем Марко, бывший во Японском государстве, его самопутешественник маршрут сиреч и путешественник от Екатеринбурга на Тюмень и на Барнаул, на деревню Избенек, вверх по реке Катуни на Красную реку же и на деревню Устюбу,
и во оной спросить странноприемника Петра Кирилова, и около их нашед множество тайных имаю и далее от оных снеговые горы исчислить невозможно, между ими, островами имеются великие горы, а в тамошних пребываниях онаго народа извещаю христоподражателя древнего, благочестия святые соборные Апостольский церкви, и со истинною заверяю,
потому что я был со двумя иноками, недостойный старец Марко в восточных странах с великим нашим любопытствием и старанием древнего благочестия православного священства, которое весьма нужно ко спасению души, с помощью Божиею обрели ассирского языка 170-ть церквей и они имеют патриарха православного и антиохийского поставления 54 митрополита,
а российских 40 церквей; то же имеют митрополита и епископа асси- рскаго, и от гонения римских еретиков много народу уклонилось в те самые в восточные страны, а россияне во время изменения благочестия уклонились из Соловецкой обители и из прочих мест много народу отправились кораблями Ледовитым морем и сухим путем, Бог наполняет сие место,
а кто имеет сомнение, то поставляю самого Творца Всевидя- щего свидетелем, яко иметь пребывать и до второго пришествия Христова, а в том месте приводящих из России принимают первым чином, крестят совершенно, в три погружения, желающих тамо прибыть до конца своей жизни, и бывшие со мною два инока согласились тамо вечно остаться и приняли святое крещение,
и тамощние глаголют вы вси осквернились в великих и различных грехах антихристовых, писано бо есть: изыдите от среды их нечистивых, не прикоснитесь змия гонящего за женою и немогуща постигнута ие, скрыся жена врамены земныя. А в тамощнем месте татьбы не бывают и прочих противно закону и светского суда не имеют, а управляют народом древния власти,
а древа тамо равны с высочайшими горами, а во время зимы мразы бывают необычные с разселинми земными и громи с землятрясением немалым бывают, и всякие земные плоды весьма изобильны родятся, виноград и сорочинское пшено и из него муку делают, и иных единоверных и в свою землю никого не впускают, и войны у них ни с кем не бывает,
и отдана им страна китайским государством, и много у них злата и серебра, и драгого бисера и камения драгого, есть у них град удивительный, яко и подобно ему по всей вселенной не обретается, столичный град Кабан-памятник. А кто хочет проживание иметь по Томской губернии, уезда Бийска, волости Смоленской, деревни Красноярской, тут Давид Данилов Цепилин,
от ково 70 лет, от Екатеринбурга 2065-ть верст — в Камышлов город, в Каинск город (Томской губернии, ныне Куйбышев в Новосибирской области, прим. В. Трусов), из Каинска в Барнаул, из Барнаула в Смоле- нскую волость, деревню Краснояр, спрашивать Данилова старика, или детей его, или кому он поручил для препровождения желающих ко спасению».
(ГАСО. Ф.24. Оп. 23. Д. 5684)
По следствию над Никитой Ереминым оказалось: 1) рукописная тетрадь найдена в ящике, который принадлежал его сыновьям; 2) от кого, когда и каким образом попала тетрадь в ящик, он не знает. Так же точно отозвались жена и две дочери. При том в неизвестности об этом предмете Никита оправдывается тем что неграмотен,
имеет бельма на глазах и ничего не видит. Он и семейные его не знают о причинах, побудивших сыновей к побегу. Семь человек соседей отозвались неведением того, кто писал и каким образом тетрадь попа- ла в ереминский дом. После рассмотрения дела крестьянина Никиту Еремина оставили без последствий, т.к. он оказался совершенно невиновным.
В 30-х годах XIX столетия распространилась весть, что на востоке сохранилось старо- обрядчество в первозданном виде. Сюда стали направляться многие староверы, позднее их стали называть бегунами. Был составлен специальный путеводитель для тех, кто желал туда «побежать». Это староверческое движение поделилось на две
взаимосвязанные части: одна находилась в движении, в бегах, другая часть обеспечивала пристанище. В домах были устроены укромные места — подполья и чердаки. По стране таких домов имелись многие сотни. Бегуны о них знали и двигались не как попало, а по определенным маршрутам.
Уральский старовер.
Бегуны не просто срывались с места и бежали. Они сначала принимали крещение (в реке или чане, налитом дождевой водой). После крещения кандидат в бегуны уходил в лес и там проходил испытание. Если он находил в себе достаточно сил, то постригался в иночество. Он объявлялся самовольно отлучившимся.
Уничтожал свой паспорт, оставлял все свои прежние мирские заботы и пускался в бега, снабженный инструкциями, новым паспортом и описанием маршрута.
3 июня 1847 года один из беглецов Петр Заварилов сам добровольно явился в Ревдинский завод. На допросе показал, что он и его товарищи были подговорены к побегу Найденковым и Разумовым. Они, будучи раскольниками, в продолжение почти года тайно соглашали их бежать из завода в Сибирь на китайскую
границу, говоря, что жить там будет хорошо и можно беспрепятственно молиться Богу по всем раскольническим обрядам. Он, Заварилов, по глупости своей согласился оставить место своего жительства и в числе семи человек бежал из завода вместе с Найденковым и Разумовым. Найденков, как грамотный и по ремеслу слесарь, сделал конторскую печать.
Написал на гербовой бумаге билеты и всех их снабдил этими подложно составленными видами от имени Ревдинской заводской конторы, подписавшись вместо управляющего заводами и прочих членов конторы. В билетах насто- ящие имена скрыл, а написал всем другие, выдуманные, которыми и велел называться. Далее Заварилов объяснил, что, проследовав город Ялуторовск,
он дорогой заболел и был брошен своими товарищами без всякой помощи. По этой причине и осознав свой необду- манный поступок, он возвратился домой, но вблизи своего жительства в лесу бросил фальшивый билет (он действительно был отыскан).
Дело о побеге ревдинских крестьян рассматривалось в Секретном совещательном комитете по делам о раскольниках, возглавляемом генерал-лейтенантом Глинкой и екатеринбургским епископом Ионой. Совещательный комитет решил снестись с томским гражданским губернатором, прося его сделать тщательное разыскание в месте, указанном
в рукописной тетради. Не скрываются ли там действительно ревдинские раскольники под чужими именами и с фальшивыми билетами, и, если они обнаружатся, всех арестовать, возвратить в место их жительства, а виновных подвергнуть строгому законному преследованию.
На запрос с Урала исправник Бийского земства Томской губернии сообщил, что 10 июня 1848 года в деревне Красноярской Смоленской волости жил крестьянин Давыд Данилов, но не Цепелин, а Шепелин, неграмотный, который более четырех лет назад умер. Остались у него жена и дети: Николай, Денис, Андрей и Афанасий.
Живут в деревне Красноярской порознь в своих домах, из них Денис и Андрей грамотны. Деревни Избень не имеется, а есть деревня под названием Усть-Слизень, расположенная вверх по реке Катунь в сторону к Калмыцким жилищам. До них от крайних селений Смоленской волости более 50 верст, и добраться можно только летом на верховых лошадях.
Там были сделаны розыски, но бежавших с Ревдинского завода раскольников не найдено. Шепелины живут в 30 верстах от города Бийска в деревне Красноярской. Они не были замечены в принятии каких-либо беглых и ныне в том ничем не подозреваются.
Судьба ревдинских беглецов осталась неизвестной.
|
|