|
РАЗУМНЫЕ КАМНИ ХОЗЯЙКИ иллюстрация из "Бажовской энциклопедии"
Журнал "Уральский Следопыт" № 1; стр 46-48; 2011 год.
Антон ВАСИЛЬЕВ журналист.
- А что это — Медная гора? — спрашивал маленький Павлуша Бажов своего отца, служащего уральского Сысертского завода.
Отец уклончиво отвечал, что это — затопленный рудник Гумешки, где в немыслимых количествах добывался красивый зелёный камень — малахит, оставшийся теперь под водой. Бабка же, что-то вязавшая рядом, была словоохотливей.
- Самое это проклятущее место, внучек! У золовушки моей дочка на этой горе искала что-то, так ума решилась. Вовсе себя потеряла, бегает да кричит, и понять нельзя… Самой Хозяйки это любимое место, Гумешки. Малахит из него в самом Питербурхе главную церкву украсил, вот Хозяйка и разобиделась, рудник затопила, а он богатейший на всем Урале был. Упаси тебя Никола-Чудотворец и все святые угодники на ту гору ходить!
…Павлуша был единственным ребёнком в семье и рос в относительном достатке, сумев получить образование. В Сысерти он окончил начальную земскую школу. В 90-е годы XIX века Бажовы переехали в городок Полевской, где отец поступил на медеплавильный завод купца Турчанинова, владевшего и сысертским заводом. Павлик был принят в Екатеринбургское духовное училище и время от времени приезжал В Полевской к семье.
Загадочные Гумешки, которыми стращала его бабушка, были совсем рядом — на южной окраине…
- Павлушка, айда с нами на Думную горку! — звали его соседские ребята, — Дед Слышко, что дровяной склад сторожит, такие сказки сказывает! Про Хозяйку, про туман синий, про кошек безглазых — ух, страшно…
Павлуша пошёл… и стал с тех пор самым преданным слушателем старого горщика Хмелинина, по уличному — Стаканчик или дед Слышко.
Горщик сердился, когда мальчики просили его рассказать «сказку»: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это че сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышько, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь "сказки"! Я, чего не знаю — того не знаю, и выдумывать — не согласен…»
Кстати, Бажов и Хмелинин состояли в родстве, благодаря бракам своих предков с дочерьми Данилы Федоровича Мартынова. На старшей, Парасковье, женился Александр Степанович Бажов, прадед писателя, на младшей Вассе — Василий Григорьевич Хмелинин, отец «дедушки Слышко». Следовательно, старый сказитель приходился Бажову троюродным дедом.
- Дедушко, а кто такая Хозяйка горы? — раз спросил горщика Павлуша, вспомнив бабку, боявшуюся Гумешек.
Слышко осторожно, подбирая слова так, чтобы было понятнее подростку, начал рассказывать, что Хозяйка, или Малахитница - хранительница всех подземных богатств Урала, поставленная в горах «старыми людьми», жившими здесь в незапамятные времена и ушедшими от русских пришельцев под землю, мало о них известно, только старые горщики кое-что видели.
Люди эти почти незаметны для других. Они живут, не зная корысти, равнодушно относясь к золоту. При появлении в глухих местах их обитания чужих людей они уходят подземными ходами, «закрывая гору». Знания и умения у них величайшие, мудрецы они, звездочеты и целители, в их пещерах светло, как солнечным днем, а богатств собрано — никому не сосчитать…
Хозяйка может быть по обличью молодой женщиной, а может — ящеркой зеленой. Того, кто ей понравится трудолюбием и тягой к справедливости, - наградит: либо месторождение самоцветное укажет, либо мастером сделает, каких не видали, не слыхали. И людей таких помнили на заводах. Только жизнь у всех, как на подбор, невеселая потом была…
Г. Ляхин. Иллюстрация к сказу ''Золотоцветень горы''. 1949 г.
Подземные богатства в полевских сказах обязательно сочетались со змеями — уместно вспомнить средневековые европейские легенды о драконах, стерегущих золото. Верховным змеем был Великий Полоз, аналог европейского Фафнира — он мог приводить или отводить золото на приисках, пугал недобрых людей, не давал им удачи. Ему помогали дочери — Змеевки. Обиталищем Полоза было громадное Гольянское болото,
в пяти верстах западнее Маркова Камня.
Чудовищного змея встречали лесные и горные старатели по всему Уралу, когда он выползал из подземных туннелей, — чаще всего на золотоносных местах. Также могли стеречь золото волшебные коты и кошки. Их место обитания — то же Гольянское болото.
Дед Слышко всё рассказывал с верой в истинность преданий, будто сам был очевидцем всему, показывал Бажову и ребятам конкретные места: «Вон там, под рудной жилой, синий туман встает. А во-он там кошачьи уши из-под земли светились, тятя мой видал».
… В одном из горняцких преданий Хозяйка горы приводит молодого терщика на забытый Красногорский рудничок и говорит, что после
Гумешек это «самое дорогое место». Позднее Бажов напишет:
«Это мне казалось несообразностью. Гумешки — богатейшее по разнообразию минералов месторождение — знает весь минералогический мир,
а о Красногорском руднике в научной литературе ничего не сказано. Потом уже узнал, что в Красногорском руднике началась разработка
золотой жилы. Значит, сказания горняков имеют под собою реальную почву?»
Когда уральскими недрами занялись ученые-геологи, начиная с В.Н. Татищева, они обнаружили, что содержавшаяся в древних сказах о Хозяйке и Полозе оценка залежей полезных ископаемых Красногорского рудника опередила открытия геологической науки на сотни, а возможно, на тысячу лет. Кто скажет, когда заработала подземная «поисковая аппаратура»?
На протяжении веков коренные уральцы заключали регион обитания легендарных персонажей в жёстко очерченные границы. Сказители сообщали Бажову даже конкретную привязку: подземная страна Урала простирается от р. Гремихи до р. Сысерти, т.е., до родных мест Павла Петровича, отождествляясь в народе с системой подземных дворцов Хозяйки и гигантским Полозом.
… Одна из пещер в горах Среднего Урала зовется Дивьей. Среди местных жителей до 40-х годов прошлого века ходили слухи, что пещера эта тянется на несколько километров, и в самых дальних её участках обитали «дивьи люди». Неизведанные ходы Дивьей пещеры нашла экспедиция спелеологов из МГУ, руководимая Валентином Алексенским. Исследователи выяснили, что пещера действительно простирается в длину на многие
километры и в ней ещё остались закрытые глинистыми пробками неизвестные части.
Не очень далеко от Дивьей пещеры находится Сунганская, обладающая не меньшей славой. Спелеологи, опускавшиеся в неё, говорили о непонятном, ничем не обоснованном ужасе, овладевавшим ими в одном из ходов. Некоторые из них даже видели в лучах фонаря какое-то лохматое существо, которое вынырнуло из узкого лаза, никем до сих пор не пройденного.
Житель уральской глубинки В. Кочетов уже в наши дни поведал журналистам: «В больших скалах есть туннели, уходящие вглубь на многие километры. Люди рассказывали, что видели возле них фигуры, которые что-то делали около воды. Эти люди или существа вылазят только по ночам, а когда уходят обратно, то заваливают за собой вход.
Однажды, когда я допоздна искал заблудившуюся козу, у меня возникло ощущение, что за мной кто-то следит. Хруст веток, непонятное шуршание в траве, перемещение чьих-то светящихся глаз, навязчивый шепот вокруг скал породили тревожные мысли, и захотелось побыстрее уйти с того места».
Этнограф А. Онучков в начале XX века писал про «Дивьих людей» — подземных жителей, владевших «тайной силой», которые обитают на территории современного Урала и выходы наружу имеют через пещеры: «Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнечного. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события».
Математику и естествоиспытателю петровского времени Василию Никитичу Татищеву однажды при- снилась царица вымершего народа чуди, указавшая ему во сне место, где должен быть построен город — сердце Урала, будущий Екатеринбург. В этом месте захоронены чудесные святыни, которые русские должны хранить в обмен на богатства этой земли. Татищев всё выполнил, возведя столицу Урала.
Геологи уже в наши дни установили, что в диоритах (породах, из которых сложены скалы Азов-горы на Среднем Урале) могут быть пещеры, но только искусственного происхождения.
В Ирбитском районе Урала также были обнаружены пещеры неясного происхождения, похожие на искусственные и слишком тесные для человека обычного телосложения.
Дорога в царство Хозяйки проходит через каменный лес, и здесь уральцы не оригинальны: точно таков же путь к австрийским карликам — цвергам или к германской Bergjungfrau, Горной деве и волшебнику Фойербарду, Огненной бороде, о которых сказители-горщики и слышать не могли.
Чисто уральский персонаж, козёл Серебряное копытце, полностью аналогичен козлам и оленям с золотыми рогами из немецких и английских шахтёрских легенд.
После окончания училища Бажов стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. И очень внима- тельно изучал камни, их свойства и возможности.
В сказах Павел Петрович ощутил непрерывный, неявный контакт с тайной силой: сказывалось предста- вление об Урале как особой зоне на Земле, где границы мира живых размыты и ослаблены, как в анома- льной зоне.
Если представить Землю величиной с апельсин, то все океаны, моря, реки и подземные воды будут лишь каплей на его кожуре. Всё остальное — Камень и огненное ядро в центре. Вспомним бажовское: «тело каменное, сердце пламенное». Урал являет собой Землю и предстательствует перед нами за неё.
Старые уральцы учили, что нельзя возле больших, заметных камней кричать и сердиться; нельзя думать о них с корыстью, считать и делить камни в их присутствии. Камни разумны; в них таится чрезвычайно медленная, но жизнь. Есть в уральских горах Ключ-Камень: он дастся в руки только тому, кто поведет народ к правде и лучшей жизни.
«Были времена, — говорили они Бажову, — самоцветы плыли гуще моря и длиной в локоть, аметисты и турмалины в домах мешками стояли, драгоценные камни пудами мерили. Хризолиты добывали в кулак величиной, изумруды — со стакан, добывали их, бывало, по пяти пудов за раз».
Писатель Фёдор Гладков однажды поехал с Бажовым в горы. Их окружал хаотический пейзаж, обвалы скал и камней, словно следы страшного землетрясения. «Лицо Бажова странно мерцало, как будто он слышал и видел то, что скрыто было от других. — Что вещает нам Хозяйка гор, Павел Петрович? — шутя спросил Гладков. Ответ был совершенно серьезен: «Надо слушать.
Припадая к земле, мы слышим тайные знаки, как старые уральские гор-щики. Камень знает неписанную историю, изустно передаваемую в народе из поколения в поколение. А в основе сказа лежит истинное происшествие, и многие сказы в своих дальнейших выводах изумляют».
Толкиен сочинил Арду и Средиземье, опираясь на кельтские предания, Бажов же ничего не сочинял, собирая воедино всё, что вспоминал о себе народ. Учёные утверждают, что на выдуманность самых фантастических образов Бажова ничего не указывает…
Бажовский синий туман встречается на Урале и в наши дни. Вспоминают встречавшиеся с ним члены геологической экспедиции: «У нас были с собой приборы, которые показали, что напряженность электрического поля в районе образования тумана превысила грозовую, а брошенная в него медная проволока вспыхнула и сгорела! Моторы машин, попавших в синий туман, перестают работать, а люди, настигнутые им, могут бесследно пропасть…»
|
|