Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  ИСТОРИЯ — В ПРИДОРОЖНЫХ ТАБЛИЧКАХ
  исторический очерк


Газета "Уральский трубник" № 70;  стр 3;  1991 год.

Дунаев Ю.А.



Куда бы мы ни ехали по тракту или железной дороге, перед нашими глазами то и дело мелькают таблички с названиями станчий или населённых пунктов. Редко кто всматривается в них — настолько это привычная деталь. А ведь за каждым географическим именем — целая история, взять, например, маршрут по железной дороге от города Екатеринбурга до посёлка Кузино. Сколько интересных и загадочных названий!


Давайте мысленно совершим путешествие по этому участку. Итак, вокзал областного центра. Садимся в вагон пригородной электрички. Конечная точка поездки — Кузино. Раздаётся сиплый гудок, и поезд плавно трогается. Вот колёса простучали на выходных стрелках, состав прибавил скорость. Через несколько минут первая остановка — ВИЗ. Расшифровать аббревиатуру не составляет труда — это Верх-Исетский завод.  Далее.
Небольшой перегон, и поезд вновь тормозит у платформы — остановка Электродепо. Топоним  возник на производственной основе и отражает действительное расположение остановки  близ локомотивного депо.

Следующая точка маршрута — Сортировка. Так народ именует станцию Сортировочная - крупнейший железнодорожный узел на подступах к Екатеринбургу с запада.   Здесь сорти-
руют поезда по направлениям.  Одни идут в сторону Казани, другие — к Перми, третьи —
на север.  Каждый вагон имеет паспорт.  С "горки" — а без неё не обходится ниодна узловая станция — по разным путям пускают вагоны с грузом, формируют составы.
От  этого и название станции — Сортировочная.

Прогремев по стрелкам, поезд вырывается на простор. Но недолог оказался его бег. Завизжали тормоза.  Из динамика доносится голос машиниста: Палкино.  Ни станции,
ни разъезда — просто остановка для здешних жителей одноимённой деревни.   Здесь долго
не задерживаемся.  Поезд вновь набирает ход. Через несколько сотен метров замелькали фермы металлического моста через реку Исеть. Вскоре за окном показались Северские скалы. Они возвышаются над межгорной котловиной причудливым нагромождением.
Каменные гряды тянутся на расстояние более пятисот метров.

Станция Северка получила имя от речки Северка, которая несёт свои воды в реку Решётку. Станция расположена в котловине между горами Медвежкой (на севере) и Варначьими
(на юге). От железнодорожной станции имя перешло посёлку. Правда, он не может похваста-
ться многовековой историей — возник в начале XX века, когда здесь пролегли рельсы "чугунки". До этого в глухом по тем временам месте была дача екатеринбургского золото-
промышленника Зигмунда Ялищиновского. Здесь он охотился. Дачу сторожил рабочий золотых приисков Иван Столбов. Он и был первым поселенцем Северки.

В  начале века близ дачи прошла колея железной дороги Екатеринбург — Пермь. Первоначально здесь был разъезд №73 (по счёту от Перми). В 20-х годах прошлого столетия
у подножия северских скал появились дома первых переселенцев, приехавших из разных районов страны. Вырос кирпичный завод, затем — камнещебёночный, работающий на базе местного месторождения гранодиоритов — одного из лучших в стране исходных материалов для бетона высоких марок. В 1930 году к заводу провели колею железной дороги, и разъезд превратился в станцию.

Едем дальше. И опять за окнами бегут сосны с берёзами, железобетонные опоры линии электропередачи, телеграфные и километровые столбы. Через несколько минут поезд вырывается из плена леса, и перед взором предстают деревенские постройки. Остановка.
Это деревня Решёты. До революции здесь был разъезд №72.   Близ полустанка распологалось несколько лесопилок и углевыжегательных печей екатеринбургских лесоторговцев. Раньше поезд останавливался прямо на переезде, где на западной окраине деревни Московский тракт пересекал дорогу. Позднее здесь построили путепровод (в конце 50-х — в начале 60-х годов прошлого века).



Остановка так и называлась — Решёты.
Потом неизвестно по какой причине, стали именовать её Будкой. Вероятно из-за находи-
вшейся здесь будки дежурного по переезду. Электропоезд двигается дальше.
Перед станцией  Хрустальная путь делает плавную дугу. Это последняя азиатская точка
на железной дороге Екатеринбург — Пермь. Она получила название от горы Хрустальной, находящейся в 8 километрах восточнее.
Вообще-то, присвоение имён многим станциям производилось путейцами-строителями произвольно. Поэтому ничего удивительного нет и в названии станции Хрустальная.


Ещё несколько километров пути.
Вновь короткая остановка — Новоалексеевска.
Здесь нет разъезда. Пригородный поезд останавливается для тех, кто живёт в селе. Остановка создана после войны. Раньше поезда мчались мимо. Жителям приходилось, что-бы уехать, добираться пешком до станции Хрустальная. Остановка получила название по населённому пункту.

Следующая точка маршрута — Вершина. Раньше она именовалась разъездом №71.
Само название свидетельствует о место-
нахождении разъезда на вершине перевала через Уральский хребет. Хотя, как пишет
Ф.П. Доброхотов в книге "Урал Северный Средний и Южный", разъезд расположен на совершенно ровной, даже низменной местности и ничем не напоминает перевала через Уральский хребет".

Время внесло коррективы:  в 1957 году у поста 1777 км. чуть восточнее разъезда, установили обелиск "Европа и Азия". Он напоминает проезжающим о пересечении границы двух частей света.

От Вершины электричка движется ровно. Здесь заметен небольшой уклон. За поворотом - очередная остановка, расположенная на северной окраине старой деревни Талицы. Однако почему она носит имя Ново-Талица? Изменился облик селения, не стало оно походить на деревню. На место старых одноэтажных деревянных построек встали высотные панельные дома. Следовательно, новая застройка стала причиной изменения названия. В прошлом поезда здесь не останавливались.

Впереди — станция Первоуральск. История названия весьма интересна. Первоначально снанция называлась Ревдой. Об этом свидетельствуют документы. Ф. П. Доброхотов, описывая главную линию Пермской железной дороги (так она именовалась тогда), отмечал, что между разъездами №70 (ныне ст. Подволошная) и №71 (ныне Вершина) расположена станция Ревда. Об этом же пишет В. П. Семёнов-Тян-Шанский в известном труде "Россия".

Мотивом присвоения такого названия, как рассказывали старожилы, послужили разногласия между управляющим Шайтанскими заводами и инженером, строящим дорогу. На прокладке колеи работало много пришлых людей. Инженер попросил управляющего разместить строителей на зимнее время в заводском посёлке. Тот, в свою очередь, поставил условие: подвести железнодорожную ветку к предприятию.   Инженер отказал.
В результате, людей пришлось расквартировать в деревнях Ревдинской заводской дачи.
В отместку шайтанскому заводоуправлению инженер присвоил железнодорожной станции название Ревда. В 20-х годах прошлого столетия станцию стали именовать Хромпиком, как расположенную рядом с хромпиковым заводом. В конце 60-х годов её переименовали вновь.  Теперь название совпадает с именем города.

После двухминутной остановки электричка продолжает путь на запад. Прогремев по
металлическому мосту через реку  Чусовую, она подкатывает к станции Подволошной.
Название перешло от расположенной рядом  деревни Подволошной, что раскинулась
на левом берегу  Четаевской Шайтанки. Деревенька старая, в 2001 году ей исполнилось
280 лет.

Название наводит на мысль что близ деревеньки должен был находиться волок.
Иначе теряется смысл наименования. Кстати, многие полагают, что название Подволошной происходит от располагавшейся в этом месте переправы через Чусовую. Однако слово "волок" употребляется в разных значениях. Прежде всего, оно отражает природную особенность местности. В данном случае обозначает не место, где волочили суда по суше, а "гужевой путь лесом через низменный луг". Замечу, что в прошлом здесь проходила московская дорога
в Уктус.

Путь близ Подволошной был не из лучших. При подъезде к деревне лежала топкая болотина. Крестьянин, жалея лошадь, тоже впрягался в тяжёлый воз, помогая подволакивать кладь. Таким образом, название деревни произошло от слова "подволочь", то есть подтащить волоком. Это отражено и в живом произношении. В ряде документов деревня именуется Подволочная, что соотносится со словом "подволоч". Это уже позднее местные жители переиначили название на свой лад.

Дальше железная колея пролегает по левобережью реки Чусовой. У камня Дюжонок
она плавно поворачивает на запад и приводит  к станции Билимбай. Название произошло
от  Билимбаевского чугуноплавильного завода, расположенного в полутора километрах. Станция переняла  имя завода, который, в свою очередь, назван  по имени речки.

От Билимбая электричка мчит нас мимо деревень к станции Бойцы, расположенной рядом со старинной деревенькой Крылосово. "Бойцами" на Урале издавна называют отдельные камни на реке, опасные при прохождении судов во время весеннего сплава. Наличие на повороте Утёса Висячего и послужило мотивом присвоения названия бывшему разъезду №69. От Бойцов колея пролегает по берегу реки Чусовой среди соснового и берёзового леса. Электричка мчит по высокой насыпи. Через одинадцать километров подъезжаем к станции
Коуровка. К северу от железнодорожного полотна видны штабеля круглого и распиленого леса, горы стружки и опила. Это хозяйство  Коуровского леспромхоза.

Ф.П.Доброхотов отмечает, что станция названа по логу того же наименования.
Строители-путейцы переняли основу имени и отбросив поясняющее слово "лог", (вторую часть названия местности), нарекли станцию Коуровкой.  По какому признаку назван
Коуров лог  — остаётся загадкой.

И  наконец, конечный пункт нашего путешествия — станция Кузино, она получила, название от деревни, расположенной в 6 километрах.  Дело в том, что станция расположена на бывших покосах, принадлежавших кузинским крестьянам.  Откуп угодий был произведён при строительстве железной дороги.

Замечу, что станция получила имя не сразу. Первоначально это был разъезд №68.
С проведением нового рельсового пути от Лысьвы до Бердяуша (1916 г.) полустанок пере-
вели в разряд узловых станций и присвоили название Кузино. Рядом вырос рабочий посёлок того же наименования.

Вот и закончилось наше двухчасовое путешествие по железной дороге.
На участке в 90 километров мы увидели немало интересного.
Надеюсь, читатели не зря потратили время.



Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz