Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  ХРАМ ВО ИМЯ ПЕТРА И ПАВЛА
    Часть вторая.


Храмы Муниципального образования «Город Первоуральск».

Дунаев Ю.А.    краевед





Грянула Великая Отечественная война, музей закрыли, документацию и ценные экспонаты передали в областной центр, а помещение использовали под прачечную. Здесь женщины стирали солдатское обмундирование раненых, постельное бельё для госпиталей, распола-
гавшихся в Первоуральске.

В  послевоенное время несколько лет в здании бывшей церкви размещалась весоремонтная мастерская, затем колбасный цех. В 1972 году был построен и пущен в эксплуатацию мясо-
перерабатывающий завод. Надобность в колбасном цехе отпала. Здание пустовало. И стоял бывший храм на горе неприкаянной птицей без небес, с выщербленными стенами и колон-
нами, потрескавшейся штукатуркой. По существу бесхозное здание постепенно приходило
в запустение, разрушались и отваливались лепестки украшения колонн. Своим видом бывший храм уже не радовал глаз горожанина.

Чтобы спасти от окончательного разрушения архитектурную постройку XIX века, группа верующих во главе с бухгалтером жилищно-коммунального отдела Новотрубного завода Красновым обратилась с ходатайством передать им пустующее здание. Несколько десятков тысяч подписей собрали под прошением и направили в Москву. Столица, вернее, Центра-
льный Комитет, не стала утруждать себя делом о бывшей Петропавловской церкви, спустила прошение по известной схеме вниз, до обкома, который также открестился от верующих, как от назойливой мухи и заставил город «решить вопрос». В составе городского Совета было немало воинствующих атеистов, они быстро создали комиссию, которая составила акт об аварийном состоянии здания, и делу дали дальнейший ход. 11 июня 1974 года появился документ, решивший судьбу здания.



Руины храма
Петра и Павла.
1974 г.




«Исполком городского Совета отмечает, что в ки-
рпичном здании бывшей церкви с 1930 года размеща-
лись с соответствующей реконструкцией здания различные организации: столовая, кинотеатр «Горн», краеведческий музей, весоремонтная мастерская, колбасная мастерская. В настоящее время здание не эксплуатируется и находится в аварийном состоянии. Исполком городского Совета решил: Списать с баланса домоуправления городского управления коммунального хозяйства здание бывшей церкви по улице Орджоникидзе 1, с балансовой стоимостью 138590 рублей, основной площадьюм 664,8 кв.метра как находящееся в аварийном состоянии. Просить испо-
лком облсовета депутатов трудящихся разрешить снести кирпичное здание бывшей церкви
в Первоуральске.
  
Председатель исполкома
Первоуральского городского
Совета депутатов трудящихся      В. Гришаков
Секретарь исполкома                    В. Рязанцев».

В  город из Свердловска приехала специальная комиссия и одобрила решение: сносить!
Как гласит пословица: «Подписано и с плеч долой». Кирпичное здание бывшей церкви списали с баланса и предложили желающим разобрать кирпичную кладку для своих нужд. Только от этой затеи ничего не вышло. Ни лом, ни кирка взять не могли, так прочно сцепились кирпичи на крепком растворе. Вот в каком «аварийном» состоянии находилось здание! И грянул взрыв. Вновь мы воочию убедились в страшном значении слов партийного гимна: «… разрушим до основания, а затем…» надо полагать, что следует за этим словом «затем» — разруха, запустение.

За два века в нашем городе руками трудового народа воздвигалось две церкви. И судьба обеих одинакова трагична. Первая сгорела от малой искры, другая стала «жертвой» варварства воинствующих атеистов, посягнувших на творение неизвестных зодчих. Если вдуматься глу-
бже в произошедшее, получается, что современные поколения разрушали здание, созданное руками их предков. Это ли не варварство! Бог простит их. Они действовали не по своей совести, их вела властная рука коммунистического строя на разгром, разграбление русских храмов. За 70 лет правления идеологи коммунизма сумели впитать в кровь поколений вражду и негативное отношение к культовым зданиям, к вере и духовности.

Прошло десять лет после взрыва, уничтожившего остатки храма Петра и Павла.
В стране произошли крутые перемены. Изменились взгляды людей. Наступила пора собирать камни, россияне взяли курс на восстановление храмов. Это единственно правильный путь!
Не может матушка-Россия, на земле которой православная церковь стоит уже более тысячи лет, оставаться бездуховной, безнравственной.

О  необходимости строительства церкви разговоры велись ещё до перестройки, но воплотить замыслы оказалось очень и очень не просто. Община верующих проявила инициативу, обра-
тилась в горисполком за разрешением открыть в Первоуральске церковь. Местные власти долго и настойчиво уклонялись сказать твердое «да». Мол, есть церковь в  Слободе.
В Первоуральске храму не место.

Чтобы доказать обратное, верующие первоуральцы терпеливо собирали необходимые доку-
менты, которые надолго клали потом под сукно близкие и дальние чиновники-перестра-
ховщики. Верующие ездили в Свердловск, три раза — в Москву. Хотели уже дойти до Горба-
чёва. У местных властей они просили здание бывшей школы на Каменной горке, по улице Ударников 40. Отказали.

После регистрации общины, а этот долгожданный момент всё-таки наступил, решили пра-
вославные купить обыкновенный частный дом. Собрали деньги — кто сколько может —
и купили дом в запрудной части города, у конечной автобусной остановки. 10 сентября 1988 года, вечером, в канун праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя, состоялось откры-
тие молебного помещения. Службу вел священник отец Виктор (в миру Виктор Абрамович Махонин), посланный епархией с напутствием строить новую церковь в Первоуральске.

В  октябре 1989 года исполком городского Совета положительно ответил на просьбу прихо-
жан Петропавловского прихода о строительстве новой церкви в городе. На том же месте.
И к бывшему храму пришли люди, разобрали руины, увезли битый кирпич. В результате взрывов старый фундамент оказался отрезанным с двух сторон. Пришлось и его разобрать.
Если избрать место строительства церкви не составляло труда, то возникла проблема с прое-
ктом. Специалистов такого профиля — архитекторов храмов вузы не выпускали. Кроме того, построить церковь в том виде, в каком она была, уже невозможно — нет тех материалов и средств. За разработку проекта Петропавловской церкви взялся екатеринбургский архитектор Леонид Викторович Соловьев.



Закладка камня
на строительство
нового храма.
1990 г.




4  июня 1990 года архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение места и заложил камень на стро-
ительство новой церкви
в Первоуральске. Освященный крестом белый квадратный шлифованный камень лег в фундамент церковного алтаря. По соображениям преемственности храм возвращался на своё законное место.

Для непосвященного в строительстве человека эта стройка может показаться делом не столь тяжёлым. На самом деле строительство храма шло быстрыми темпами. Добровольных помо-
щников оказалось достаточно. Словно колокола памяти позвали первоуральцев на гору Церковную, где в прошлом стоял храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В мае 1991 года начали кладку стен. На месте развалин стала «вырастать» новая церковь.
К зиме уже успели выложить стены, закрыть сверху от непогоды.

Строили на энтузиазме, на добровольной помощи верующих.      Поднимали новый храм терпеливо и упорно. На кладку стен использовали стандартный кирпич ревдинского завода. Кладку вели опытные специалисты. Опытнейший из них — Яков Яковлевич Фот. Стройкой руководил энергичный и толковый прораб Александр Иванович Сыропятов. А как не вспо-
мнить участника Великой Отечественной войны, кровельщика Ивана Семеновича Мухлынина! Разносторонюю работу с душой выполнял Михаил Косолапов…
Строительство могло бы затянуться на десятилетия, если бы поддержку не оказали руководители предприятий и организаций: А.В. Анисимов, Б.Е. Белых, Е.М. Гришпун,
В.Н. Дуев, Г.С. Ездаков, Г.Н. Ливанов, М.С. Романов, Н.Ф. Фуртаев, В.Г. Шестаков и глава администрации  города С.Ф. Портнов.

Церковь построена по проекту екатеринбургского архитектора Л.В. Соловьева. Она значи-
тельно отличается от прежней. Это и понятно. Шедевры зодчества неповторимы. В архите-
ктуре двойников не бывает. Всякое культовое сооружение имеет свою особенность. Совре-
менный храм одноэтажный, однопрестольный (прежний имел три престола). Размеры церкви и колокольни несколько уменьшены по высоте. Но это не отразилось на композиционно-зрительском эффекте.


Увеличить


Современный вид храма.
Понорама с противоположного берега пруда.
19.07.2004 г.




В  объемно-пространственном решении храма появились типичные черты уральского зодчества. Петропавловская церковь в плане представляет трехчастную схему с характерно вытянутой большой осью. К двусветному массивному кубу примыкает пятигранная алтарная апсида, покрытая куполом с глухим барабаном, который венчается главкой и крестом. Верхняя часть стен куба
в середине завершается крупными закомарами. Они придают стене возвышение. В центре закомар рельефно выделяется изображение креста. Прямоугольные высокие с полуцирку-
льным верхом окна оживляют гладкие стены, придают кубу устремленность к верху. Окна обрамлены наличниками. Они выполнены кирпичом, их боковые стенки подобны колонкам, а верхняя часть обрамлена аркатурным обрамлением…

На фоне стен выделяются элементы декора. На северной и южной сторонах в прямоугольных ширинках помещены картины на библейские темы, представлены первоверховные апостолы Петр и Павел. Купол храма раскрывается в восьмериковый барабан с ложными окнами. Последний венчается главой, несущей красивый крест. К храмовой части примыкает трапе-
зная. Компактно кубический объем собственно храма соединен с трапезной широким арочным проемом. Арка опирается на две квадратные колонны большого объема. Колонны соединены металлической связью. Свод в трапезной выполнен в виде арки. Свод храмовой части — восьмигранная пирамида.


Увеличить


Вид при подходе к храму.
19.07.2004 г.




К  западной стороне церкви пристроен притвор, на стены которого опирается основание колокольни. Квадратная в плане звонница завершена кирпичной «крестообразной бочкой на четыре лица», покрыта куполом, который завершен шпилем с крестом. Пропорции всех объемов гармонично взаимосвязаны. Звонница имеет высокий ярус звона.
На ней девять колоколов. Они изготовлены товариществом «Пятков и К°»    (г. Каменск-Уральский) — это одна из лучших колокололитейных фирм России.

Купола храма окрашены в традиционный зелёный цвет — символ жизни. Кресты изгото-
влены коллективом  Новотрубного завода. Фигурные концы украшены орнаментом. Шаровидные основания и сами кресты окрашены «под золото». Внутренние стены и свод
не расписаны. Они оштукатурены и окрашены в светлый тон. В храме светло и тепло.
Тепло излучает всё внутреннее содержание храма, иконы. Украшением интерьера является четырехъярусный иконостас. Он установлен в 2000 году. К его созданию причастна и адми-
нистрация города, оказавшая небольшую финансовую помощь. Иконостас красив. На нём более пятидесяти икон., большинство из них написаны старым иконописным стилем.
Роспись больших икон выполнена отцом Игорем Михайловым, преподавателем Московской художественной академии живописи. Центральное место занимают иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, во имя которых построен храм. Над царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря».

15  января 1993 года в Первоуральске произошло незаурядное событие — при большом скоплении верующих архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение нового храма во имя апостолов Петра и Павла и открыл церковь. На месте руин бывшего храма, словно птица Феникс, возродилась из пыли и пепла, поднялась над гладью городского пруда Петропавловская церковь. Издали её можно сравнить с плывущим кора-
блём, форштевнем, разрезающим волны неспокойного времени, устремленного в будущее, навстречу восходящему солнцу.


Увеличить


Вид храма при въезде в город.
19.07.2004 г.




Рядом с Петропавловском храмом по проекту того
же архитектора Л.В. Соловьева построен Дом обрядов, где совершаются таинства крещения и венчания. Проект разработан в том же стиле, что и церковь.
Дом обрядов довольно гармонично «увязан» с храмом. Строительство подсобных помещений велось за счёт средств христианской общины. Освящение Дома обрядов произведено в 1995 году составом местного духовенства.

Территория храмового комплекса обнесена кирпичной оградой с металлическими решё-
тками и арочными воротами. Основную помощь в сооружении ограды оказало ОАО «Перво-
уральский новотрубный завод». Архитектура Петропавловского храма органически связана
с рельефом. С какой бы стороны, южной или северной, мы не смотрели, он не теряется среди многоэтажия городских кварталов. Церковь стоит на взгорке особняком, обогащает панораму города и поражает свободной, живописной композицией, богатством пластического решения.



Начало ...  Храм во имя Петра и Павла.      (Часть I)

Храм во имя Петра и Павла.       (часть II)








  Дополнения

История города Первоуральск.


Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz