Первоуральский район

История и география

главная

история

география

топонимы

библиотека

от автора

сделать закладку гостьевая книга почта карта сайта возврат

  Экспедиция
  (Д.И. Менделеева через Билимбаевский и Шайтанский заводы.)


Газета "Уральский трубник"  № 1; № 2;  стр 3;  1991 год.

А. Аболенцев.  (текст скоректирован автором сайта - А.С.)


УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ЕСТЬ ПРИЗНАК ИСТИННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
                                                                                                                                   Ф.Энгельс



Поездка  в  Билимбаево

Ранним утром 11 июля 1899 года из Екатеринбурга по пыльному тракту в сторону Перми выехали две почтовые тройки.  В первой находился солидный господин с окладистой боро-
дой, рядом с ним - служитель, сопровождавший господина в поездке. Во втором экипаже следовали ещё двое - несколько помоложе, но тоже исполнённые важности от  возложенной на них миссии.

Сразу же за городской чертой, за последними домами, стих гул заводских цехов, скрылось
из виду трубы, и сплошной стеной по обе стороны дороги потянулись густые леса.
Даже на господина с бородой, повидавшего в жизни многое, суровый и богатый пейзаж произвёл впечатление.  По крайней мере, с остановкой здесь на сутки.
Планировалось посещение Кизела, Чусовского завода, знаменитой Мотовилихи, затем - Кушвы, Нижнего Тагила.

В  Билибай  экспедиция выехала в составе  Д.И. Менделеева, служителя М. Тропникова -
в первом экипаже и С.П. Вуколова и К.Н. Егорова - во втором. Остальные разъехались по другим городам.


















Д.И. Менделеев
с участниками экспедиции
на Урал (1899).
Слева направо :
П.А. Земятченский,
К.Н. Егоров, С.П. Вуколов,
Д.И. Менделеев.



...Очарование уральским пейзажем однако было несколько омрачено  дорогой.
День обещал быть душным. Ехавшие во втором экипаже, как они потом вспоминали, кроме облаков пыли, ничего больше и не видели. Наконец, слева по ходу движения показалась скалистая вершина самой высокой из окрестных гор Волчихи  (на  которой за 70 лет до этого побывал Гумбольдт и определил её высоту), а затем справа на взгорке показался в окружении сосен и пихты пограничный столб между  Европой и Азией  с караульным (ныне не сохрани-
вшимся) домом.  Впереди виднелся Шайтанский завод.

После короткого отдыха и фотографирования на память у обелиска кавалькада двинулась дальше. Пассажиры второй повозки остались в Шайтанке, а сам руководитель поехал дальше, "в Билимбаево", как он потом озаглавит это путешествие в своей книге. Миновали  Тёплую
гору, названную так за крутой и длинный подъём, каких по  Московскому тракту  не счесть, спустились в лощину и - вот он, Билимбай.
Проехали Нагорную улицу, перешедшую затем в Трактовую, за  мостом  через речку
Билимбаиху, ниже заводской плотины, свернули направо на Правленскую,  мимо храма, снова направо, к воротам утопающего в зелени тенистого парка дома управляющего Билим-
баевским заводом Николая Александровича Тунева. Парк шёл до берега пруда, справа упирался в плотину, за которой внизу и находился  Билимбаевский  чугунолитейный
и железо делательный завод.



Извещённый  заранее, высокого гостя встретил сам управляющий Н.А. Тунев. Очистившись от пыли
и приведя себя в порядок, гости последовали за хозяином
в дом, где им был приготовлен стол. За обедом Дмитрий Иванович подробно рассказал о цели своей поездки
и просил  содействия. В беседе принял участие главный лесничий Ф.В. Гилев, охотно помогавший проводить исследования.




Фотография обелиска  "Европа-Азия"
которую сделал Д.И. Менделеев.



После обеда поехали в лес, благо это было совсем рядом, занялись спилкой проб деревьев. Ради науки хозяин леса Ф.В. Гилев, вопреки протестам Менделеева, спилил 125-летний кедр, объяснив: "...ради сравнения с сибирскими кедрами нет повода жалеть одного дерева".
Пока готовились в лес, приехали с Шайтанского завода С.П. Вуколов и К.Н. Егоров вместе
с управляющим  Б.Э. Бабелем; позже прибыл управляющий Уткинским  заводом
И.П. Филонов, оказав тем самым  внимание столь высокой экспедиции.

На следующий день, т.е. в понедельник 12 июля, учёные продолжили изучение образцов деревьев Билимбаевской лесной дачи, побывали в местной мужской школе (здание на углу улиц  Томилина и Коммуны сохранилось до сих пор).
Дмитрий Иванович, по рассказам старожилов, даже принял участие в посадке сосен на холме  Могилица. Возможно, что среди ныне существующих деревьев сохранились и те, семена  которых учёный держал  в своих руках.





Утром 13 июля помощники  Д.И. Менделеева отправились на Ревдинский завод, а сам руководитель вместе с управляющим  Б.Э. Бабелем - на Шайтанский.

Здесь мы прервём повествование, что-бы прояснить, с какой целью экспедиция принялась изучать годичные  кольца у деревьев растущих в Билимбаевской даче. Дело в том, что
в металлургическом процессе в  то время другого вида топлива, кроме древесины, не было;
в Билимбае лес начал перерубаться, перерождаться, его запасы скудели, лесосеки уходили всё дальше. А ведь заводы были кругом. На транспортировку леса уходило много средств
и времени. Так что надо было решать как-то топливную проблему. Так же, как и ряд других вопросов - технических, организационных.

Мы не будем вдаваться в подробности и анализ научных интересов экспедиции Д.И. Менделеева. Но стоит отметить, что для укрепления и развития хозяйственных связей Билимбая с другими регионами Д.И. Менделеев высказал идею связать железнодорожной веткой нижнетагильскую и пермскую линии - от Невьянска через Тарасково на Билимбай.
Но идее не дано было воплотиться в жизнь ни тогда, ни в наше время, хотя целесообразность, на  мой взгляд, этой ветки не утратилась.

Хотелось бы привести ещё такой факт из жизни  экспедиции, говорящий о том, что суетно-
сть, тщеславие - мелкое и ничтожное - до сих пор обуревают человеческий род. Дмитрий Иванович пишет об этом с недоумением, а В.Е. Копылов проясняет ситуацию. Провожая экспедицию в путь на Урал, в Зауралье и Сибирь, министр  земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов настойчиво рекомендовал Д.И. Менделееву по прибытии в Екате-
ринбург нанести визит  всесильному сановнику в  здешних местах горному начальнику Урала П.П. Боклевскому. Среди гражданского чиновничества он был, видимо, равен губернатору или что-то вроде этого. Рекомендуя, министр надеялся, что Боклевский проявит внимание
и окажет большую помощь экспедиции - вдали от центра это немаловажно.

Но тут произошёл  казус: дёрнула нелёгкая члена  экспедиции упомянутого П.А. Замятче-
нского неодобрительно отозваться о Екатеринбурге, как о сонном  городе: что-де театр здешний - заброшенная конюшня, а единственное место, говорящее, что и здесь есть инте-
ллигенция, - это музей Уральского общества любителей естествознания. Сказано это было, между прочим, во время знакомства с Кушвой. Если бы знал сказавший эти слова, чем это обернётся для их уважаемого руководителя...

Присутствовавший при разговоре - он сопровождал экспедицию - чиновник Уральского горного управления некто Саларев, как бы сейчас сказали, "слинял" из Кушвы, не дожида-
вшись членов экспедиции, примчался в Екатеринбург и "накапал" Боклевскому, что вот так
и так изволили московские господа отозваться о столице Урала.
Не подозревая об этом, Д.И. Менделеев по возвращении в Екатеринбург облачился в вицму-
ндир, положенный ему по штату для торжественных случаев, но который, он терпеть не мог, и отправился с визитом. Но... Боклевский сказался больным и не принял. Обескураженный учёный пытался ещё несколько раз прорваться к высокому чиновнику, но тот либо "был в отъезде", либо "ещё не вернулся", либо по другим причинам не мог принять руководителя экспедиции. С тяжёлым сердцем покидал нелюбезную столицу Урала Дмитрий Иванович Менделеев, так и не узнав истинной причины  занятости Боклевского.

В.Е. Копылов пришёл к выводу, что истинная причина холодного отношения Боклевского к Менделееву крылась в другом - в "дворцовых", т.е. в министерских интригах, а нелестный отзыв одного из членов экспедиции о Екатеринбурге и его обитателях явился лишь поводом.

Поездка в Билимбай Д.И. Менделеева и его спутников ничем особо не отличалась
от посещения других городов и заводов: внимательное изучение отчётов, анализ и т.д.
В своей книге "Уральская железная промышленность" Д.И. Менделеев описывает и общие впечатления, но основное внимание он, конечно, уделяет технико - экономическому анализу завода, приведший полностью отчёт управляющего Н.А. Тунева.
О посещении завода в книге не говорится.

В  заключение надо рассказать о том, как этот исторический факт - посещение
Д.И. Менделеева Билимбая, событие не рядовое - стало известно сейчас. Ведь сочинения Менделеева читали немногие. Основатель Билимбаевского краеведческого музея Владимир Анатольевич Дроткевич узнал об этом факте, когда изучал  документы, расспрашивал старожилов. Удалось кое-что узнать, найти сочинения Д.И. Менделеева, академическое издание 1949 года, несколько фотографий. Большую помощь во всём ему оказывала неутомимая помощница, энтузиастка Александра Петровна Петухова.
Так в музее организовался небольшой раздел.

А  в 1984 году в Билимбай заехал упомянутый ранее учёный из Тюмени Виктор Ефимович Копылов - он решил проехать путём следования Д.И. Менделеева по Уралу, Зауралью
и Сибири и собрать дополнительные данные о знаменитом земляке.
Дело в том, что Д.И. Менделеев родился под Тобольском, окончил Тобольскую гимназию
и в 1849 году отправился в центральную Россию продолжать образование. И всю жизнь он не  порывал с Сибирью. В Тюменском индустриальном институте В.И. Копылов создал музей.
Он был удивлён и обрадован, что на Урале хранят память о Дмитрие Ивановиче, что есть небольшой раздел в Билимбаевском музее. Посетовал, что, кроме стенда в музее, этот факт
не нашёл отражения.














Дом где в течение 3 дней работал Д.И. Менделеев.




И  вот тогда стараниями Александры Петровны
и была открыта мемориальная доска на здании бывшего дома управляющего, где на двое суток было пристанище Д.И. Менделеева.
По возвращении из экспедиции В.Е. Копылов написал книгу "Д.И. Менделеев и Зауралье", она вышла в Тюмени в 1986 году. Один экземпляр
с дарственной надписью он прислал А.П. Петухо-
вой, о которой он тепло отозвался в своей книге. Подарил он музею и несколько ксерокопий
о Билимбае из книги Д.И. Менделеева.

Мемориальная доска.



Билимбаевский краеведческий музей, насчитывающий десятки интересных экспонатов, начавший деятельность, 8 мая 1975 года в настоящее время, почти прекратил существование. До недавнего времени музей занимал помещение в бывшей церкви, на третьем этаже,
но по требованию верующих здание церкви им было возвращено, в церкви начались богослу-
жения, а музей частично был переведён в здание школы №23 расположенное неподалёку.



    Тишина. Поля глухие,
    За оврагом стук колёс...
    Эх, земля моя Россия,
    Да хранит тебя Христос!

                            Саша Чёрный.




Шайтанский  завод

В  Билимбае Менделеева, конечно же, в первую очередь привлекало образцовое ведение местными властями лесного хозяйства. Он был буквально покорён увиденным - как здесь всё поставленно: и порядок рубки, и учёт, и охрана лесов, их воспроизводство. Потому что, во первых, лес в ту пору, повторяю, был основным видом  топлива в некоторых местах,
в частности, в Билимбае; во-вторых, люди думали о будущем, о потомках; в-третьих, это было их собственное, мирское достояние, а не просто общенародное, а значит, ничьё.
И хотя по сию пору в Билимбай едут за опытом к лесоводам, даже привозят зарубежных гостей, хотя от былого порядка уже далёко.

Чтобы убедиться, достаточно побродить по лесам вокруг Билимбая.  На одной делянке растут саженцы, а через сотню метров идёт раскорчёвка под пашню для местных совхозов. Пройдут железные кони - после них всё перемешано, перебуровлено, ни леса, ни пашни. Вместо радовавших глаз рощиц и полянок - серые бесплодные проплешины. Много участков неухоженных.

И  ещё. Когда смотришь редкие, чудом сохранившиеся фотографии старого Билимбая, испытываешь чувство восхощения добротностью построек. Ведь некоторые из них эксплуа-
тируются до наших дней. И хорошо выглядят. Вместе с тем, больно видеть когда-то прекрасное производственное здание чугунноплавильного завода, похожее сейчас на дом Павлова в Волгограде - один прокопчённый остов остался. Как после многомесячной бомбёжки...

Увеличить













Бывшее производственное здание Билимбаевского чугунноплавильного завода.



В  хорошем настроении покидали члены экспедиции гостеприимный Билимбай.
Второй раз за эти дни проезжали они Шайтанский завод. Поскольку здесь уже побывали
С.П. Вуколов и К.Н. Егоров, Менделееву не было необходимости надолго задерживаться, сделали лишь короткую остановку. А там - Екатеринбург и дальше - в Сибирь.

В  своих записках Дмитрий Иванович не обошёл вниманием посёлок Шайтанского завода, хотя, повторяю, видел его мимоходом. Учёный отметил что "село огромное, и, видимо, богатое, народ весь одет так исправно, что я приписал это воскресному дню.
Но назад ехал в будни - всё то же, и не тут только, а везде, где приходилось видеть много крестьян на Урале". Менделеев делает вывод, что "довольство, видное, тут, очевидно зависит от заработков на заводах".

По свидетельству земского начальника, крестьяне здесь зарабатывали, самое меньшее, десять рублей в месяц, а работящие и непьющие - по пятнадцати-двадцати рублей. Поэтому Дмитрий Иванович не видел нигде следов бедности, а тем более приниженности; везде народ бравый, слышный гармоника и песни, мальчики и девочки чистенькие. Школы видел всюду, богатые церкви. Земский начальник, кстати, довольство крестьян подчёркивал и таким фактом: на каждого жителя посёлка приходилось на пятнадцать- двадцать и даже более рублей в год выпитой  водки.

А  вот посевов и пашен Менделеев здесь не увидел - только огороды и выгоны для скота. Впечатление от всего этого у него сложилось "особое". Что имел он в виду под этим словом, можно только догадываться. Возможно, что увиденное расходилось с услышанным.
Во всяком случае, нет оснований заподозрить Менделеева в подобострастии к власть имущим, в желании приукрасить действительность, как это у нас делалось все 70 лет усилиями бойких пропагандистов и публицистов.

Конечно, Дмитрий Иванович не вдавался в социальные  тонкости жизни уральцев, а описы-
вает только внешние признаки. Но согласитесь, уважаемый читатель, не специально, же празднично одевались жители уральских посёлков! О приезде Менделеева знали немногие - ведь не генерал - губернатор и не особа, приближенная к царю!
Внешний признак - отражение внутреннего состояния, признак гордости уральцев, уверенности в себе и  в своём мастерстве.

Похожее, но более полное и подробное описание впечатлений от посещения Шайтанского завода даёт С.П. Вуколов, поскольку он здесь вместе с К.Н. Егоровым провёл целый день.
К сожалению, посмотреть завод в действии  гостям не удалось - была крестьянская страда, рабочие находились на сенокосе. Учёные впервые познакомились с подобным оригинальным явлением. Несколько позже, когда они поездили по Уралу, нередко встречались с таким положением, когда в июле заводы закрывались.



Страда продолжалась от двух до пяти недель; в некоторых случаях с ней можно было справиться и не останавливая производство, поскольку заготовить сено владельцы лошадей и другого скота успевали, не отвлекаясь надолго от завода. Страда для  заводского люда являлась своего рода разрядкой: отдыхали от тяжёлого производства - с одной стороны,
и сказывалась извечная тяга крестьян к земле - с другой.
С.П. Вуколов замечает также, что село Шайтанского завода зажиточное, насчитывающее около 2000 душ мужского населения. Владельцы завода отдавали его в аренду, также,
как и окрестные угодия.

Далее автор даёт подробную технико-экономическую
и производственную характеристику, из коей  я позволю себе выделить одну особенность - выход, найденный руководите-
лями завода из топливного затруднения, которое здесь было ещё более значительным, нежели на Билимбаевском заводе. Древесных запасов было меньше.
Поэтому использовали в дело пеньки, каменный уголь, угольный мусор, торф - короче говоря, всё, что могло гореть. В некоторых местах уезда угольный мусор валялся без приме-
нения, поэтому приобретали его за копейки, а отдачу он давал ощутимую.
Вообще, пишет С.П. Вуколов, особенностью Шайтанского завода являлась постоянная забота о том, чтобы  эффективнее использовать имеющиеся энергоресурсы.

В  данных заметках я очень кратко рассказал об одном историческом эпизоде из жизни старинных заводских посёлков - Билимбая и Шайтанки. Таких эпизодов и фактов немало. Некоторые - например, создание первого в стране реактивного самолёта и его испытание - нашли отражение в художественных произведениях, на стендах Билимбаевского краеведче-
ского музея. Но многое ещё не известно нам, оно хранится в памяти старожилов, в семейных преданиях, в документах, фотографиях.



Рейтинг ресурсов УралWeb
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог ресурсов Сибири
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz